PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Джон Берки (Художники, дизайнеры, концепт-арт #19)

Американский художник-иллюстратор, прославившийся своими иллюстрациями космических кораблей для обложек фантастических книг.

Родился в 1932 году в Эджли, Северная Дакота. В детстве часто переезжал, но осев в Миннесоте, поступил и отучился в школе искусств Миннеаполиса.

Уже во время учёбы Джон устраивается работать в «Brown & Bigelow» (крупный издатель календарей), где на протяжении восьми лет работает в должности штатного художника.

У Джона Берки была какая то нереальная работоспособность: работая над календарями он выдавал в среднем по 70 иллюстраций в год (по одной иллюстрации в три с половиной дня).

Частой темой иллюстраций календарей были сцены освоения запада, пионеры-первопроходцы, дороги, строительство, какие-то индустриальные сюжеты. Всё это требовало изучения материала, чтобы образы точно отражали и соответствовали времени и месту.

Совершенно невозможно было в начале 60-х быть иллюстратором в подобной отрасли и обойти стороной космическую программу. И наряду с пасторальными пейзажами заснеженной Аляски, избушками первопроходцев и пасущимися оленями, появляются болота Флориды и стартующие ракеты, центр управления полётами и инженеры, колдующие над капсулой спускаемого аппарата.

В 1963-м уходит с постоянной работы на фриланс, продолжая выполнять заказы для «Brown & Bigelow», берёт всякую работу по иллюстрациям от других заказчиков. Рекламные иллюстрации, иллюстрации для журналов.

Примерно в это время его приглашают делать иллюстрации для NASA Art Program.

Чем больше я пишу эту серию статей, тем более очевидными становятся некоторые вещи.

Во-первых, если ты талантливый иллюстратор, работающий в промежутке между началом 60-х и концом 80-х, то у тебя практически нет шансов пройти мимо NASA Art Program.

Во-вторых, очень наглядно видно, что космос и всё что с ним связано, в это время были очень популярны. То есть, я и до этого знал, но не очень понимал НАСКОЛЬКО это было популярно.

Первым изданием с иллюстрацией Берки на обложке, вероятнее всего, является книга Роберта Хайнлайна «Астронавт Джонс» (1967). Позже, в 1972 году, особое внимание художник уделил оформлению обложек для серии Star Science Fiction Stories. Серия выходила под редакцией Фредерика Пола в «Ballantine Books».

Иллюстрации для книжных обложек принесли Джону наибольшую известность.

Впечатляющие космические корабли, похожие то на изящные яхты, то на огромные многопалубные круизные лайнеры, сферические космические станции, земные и неземные пейзажи, и всё это нарисовано достаточно живописно и с узнаваемым стилем — это отличительная черта работ Джона Берки.

По большому счёту Джон Берки, на ряду с Джоном Харрисом, Питером Элсоном и Винсентом Ди Фейтом, задали стиль, если не всей космической фантастике, то уж точно обложкам фантастических книг последней трети XX века.

«Стенфордский тор» или «Сфера Бернала». Кажется у всякого уважающего себя художника рисующего космическую фантастику должна быть вариация на тему.

На картинке выше, кажется, ситуация, когда художнику нужно нарисовать лица, но они не главное, и внимание на них мало кто будет обращать. Поэтому можно не усложнять себе жизнь рисованием и придумыванием разных лиц, а просто взять зеркало, и нарисовать себя в разных ракурсах.

Джон Берки часто добавлял свой автопортрет в иллюстрации.

Кроме иллюстраций для космической фантастики, Джон Берки рисовал многое другое. Рекламу, иллюстрации в журналы, промо иллюстраций, постеров и различный артов для фильмов. В его сюжетах были люди, пейзажи, исторические сюжеты, архитектура, автомобили, Кинг-Конг, заводы, машины и оборудование.

Вот, к примеру, его футуристическая архитектура для рекламы компании Otis. С одной стороны, это не про космос. С другой, легко можно представить, что это архитектура и интерьеры баз, которые появятся в далёком будущем на других планетах и телах Солнечной системы.

Как нельзя обойти NASA Art Program, так и нельзя пройти мимо двух величайших фантастических киновселенных — «Стартрек» и «Звёздные войны». Для них Джон Берки делал иллюстрации.

Но не только фантастика была основой для его работ: Берки рисовал иллюстрации для обложек телепрограмм, различных журналов, в том числе Popular Mechanics. И на них была вполне реальная техника и оборудование, ну или около того.

Одна из картин о программе «Спейс Шаттл» сейчас находится в музее Challenger, в Коннектикуте.

Изображение слева посвящено катастрофе «Челленджера».

При написании этой статьи постоянно приходилось одёргивать себя, оставив в стороне огромное количество прекрасных иллюстраций, которые оказались недостаточно космическими. Если вам понравились работы этого художника, покликайте по ссылкам – там их гораздо больше. Особенно много на фанатском сайте.