ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Голосование. Главные космические события 2021 года

Выбор главных космических событий года стал для Alpha Centauri традицией. Мы с вами выбирали победителей в различных номинациях три года подряд: голосования проводились на нашем сайте в 2018-м, 2019-м и 2020-м. Естественно, 2021-й исключением не стал.

В этом году мы выявляем победителей в девяти номинациях. В каждой номинации есть 5-7 претендентов на победу, а для каждого претендента составлен небольшой пояснительный текст (иногда – со ссылками). Вы можете переключаться между претендентами при помощи стрелочек, которые отображены поверх картинок. Таким образом вы получите более полную информацию о каждом из них.

Для голосования нужно залогиниться на сайте, это делается в два клика при помощи входе через любую из следующих соц. сетей: Telegram, Twitter, Facebook, Google.

Убедительно просим не голосовать сразу за то, что кажется вам наиболее знакомым. В каждой номинации есть несколько достойных участников, поэтому очень советуем перед оценкой ознакомиться с каждым из них. Ну а рассказать о своих фаворитах можно (и нужно!) в комментариях.

Итоги голосования Alpha Centauri подведёт в специальном видеоролике, который выйдет на нашем YouTube-канале.

Итак… Пришло время выбирать победителей!

Обновление от 28 декабря:
Голосование окончено. С его результатами можно ознакомиться либо ниже, либо в видео с итогами года, которое вышло на нашем YouTube-канале (доступно по ссылке).

Разочарование года

Этот год отметился большим количеством переносов и задержек в интересных и важных и космических программах. Что расстроило вас больше всего?

Индийская пилотируемая программа

В декабря текущего года Индийская организация космических исследований (ISRO) планировала провести запуск первой беспилотной миссии в рамках программы пилотируемых полётов «Гаганьян». В феврале об этом вполне уверенно заявлял министр Департамента космического развития страны. К середине года ситуация изменилась кардинально: председатель ISRO заявил, что пандемия COVID-19 наложила серьёзные ограничения на индийскую космическую отрасль, вследствие чего вышеупомянутая миссия вряд ли состоится ранее июня 2022-го. Запуск первых индийских астронавтов переносится третий год подряд: согласно последним заявлениям руководителей космической программы Индии, он состоится не ранее 2023 года.

Разочарование года

• Программа «Артемида» (34%, 561 голос)
  • Starliner (25%, 416 голос)
  • Blue Origin (22%, 354 голос)
  • Перенос запусков исследовательских миссий к Луне (16%, 268 голос)
  • Индийская пилотируемая программа (3%, 42 голос)

Всего проголосовавших: 1 641

Прогресс года

В этой номинации собраны самые разнообразные компании, проекты и программы. Да победит тот, кто превзошёл сам себя.

Ingenuity

Четырёхопорный винтокрылый аппарат Ingenuity прибыл на Красную планету вместе с марсоходом Perseverance в феврале этого года. Его основная цель – совершить полёт на Марсе. В своём интервью один из руководителей программы Mars Helicopter говорил, что в Лаборатории реактивного движения не рассчитывали провести более трёх полётов аппарата. Но Ingenuity добился впечатляющего прогресса: за время своего пребывания на Марсе он совершил 18 полётов, в которых в общей сложности провёл более 30 минут при совокупном пройденном расстоянии в более чем три с половиной километра, подкрепив свои достижения множеством фотографий местности, которые оказались полезны для команды марсохода Perseverance. Фантастика!

Прогресс года

• Ingenuity (59%, 961 голос)
  • Китайская космическая программа (17%, 280 голос)
  • Starlink (13%, 221 голос)
  • Rocket Lab (8%, 136 голос)
  • New Shepard (1%, 20 голос)
  • OneWeb (1%, 20 голос)

Всего проголосовавших: 1 638

Анонс года

2021-й был богат на различного рода анонсы. Предоставляем вам возможность выбрать наиболее перспективный проект.

Миссия ОАЭ в пояс астероидов

В октябре этого года Объединённые Арабские Эмираты анонсировали новую космическую миссию. Пока безымянную автоматическую межпланетную станцию планируется запустить в 2028 году. Она должна совершить гравитационные манёвры у Земли и Венеры, к 2030 году прибыв в пояс астероидов. В рамках миссии планируется посещение семи астероидов с высадкой на поверхность последнего из них в 2033 году. Сказать, что этот проект довольно амбициозен – значит ничего не сказать. О научных целях миссии и её инструментах станет известно в середине следующего года.

Анонс года

• Миссии NASA к Венере (29%, 453 голос)
  • Частные космические станции (29%, 450 голос)
  • Ракета Neutron (28%, 446 голос)
  • Миссия ОАЭ в пояс астероидов (8%, 131 голос)
  • Ракета Terran R (6%, 96 голос)

Всего проголосовавших: 1 576

Сделка года

В этой номинации мы собрали самые крупные и любопытные сделки, заключённые между компаниями и организациями космической отрасли в 2021 году. Выбрать наиболее достойную предстоит вам!

Европейское космическое агентство и Thales Alenia Space

Речь о сумме: 296,5 миллионов евро

В начале года Европейское космическое агентство подписало с компанией Thales Alenia Space контракт на разработку очередного модуля для будущей окололунной станции Gateway. Модуль называется ESPRIT. Он предназначен для заправки станции и связи с объектами на поверхности Луны. ESPRIT будет оснащён панорамными иллюминаторами, обеспечивающими обзор на 360°. Созданием модуля займутся подразделения Thales Alenia Space во Франции, Италии и Великобритании; свой вклад также внесут подрядчики из Бельгии и Испании. Разработку ESPRIT планируется завершить в 2026 году, а его запуск намечен на 2027-й.

Сделка года

• NASA и SpaceX (88%, 1 307 голос)
  • NASA и Northrop Grumman (6%, 94 голос)
  • ЕКА и Thales Alenia Space (3%, 43 голос)
  • Telesat и Thales Alenia Space (2%, 26 голос)
  • NASA и Aerojet Rocketdyne (1%, 15 голос)

Всего проголосовавших: 1 485

Стартап года

В этой номинации собраны небольшие космические компании, которые в 2021 году достигли больших успехов. За вами – выбор победителя!

GITAI

Японская робототехническая компания мало кому известна, но ведёт очень любопытные разработки. В этом году стартап получил инвестиции на сумму 17,1 миллиона долларов, удостоился контракта от Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, начал разработку собственного лунохода, а также роботизированного манипулятора для лунохода Lunar Cruiser компании Toyota.
А вишенкой на торте стали реальные испытания реального оборудования: в августе грузовой космический корабль SpaceX Dragon 2 доставил на МКС роботизированный манипулятор S1. Его возможности были протестированы внутри атмосферного шлюза Bishop компании Nanoracks. Посмотреть, как S1 собирает различные конструкции, можно в видео на YouTube-канале GITAI.

Стартап года

• Relativity Space (40%, 553 голос)
  • Astra (20%, 274 голос)
  • GITAI (16%, 223 голос)
  • Virgin Orbit (14%, 191 голос)
  • Tomorrow.io (8%, 114 голос)
  • ABL Space Systems (2%, 25 голос)

Всего проголосовавших: 1 380

Запуск года

Выбираем самый важный запуск 2021-го. Претенденты на победу выстроены в хронологическом порядке.

Тяньхэ

29 апреля с космодрома Вэньчан стартовала ракета «Чанчжэн-5Б». Носитель тяжёлого класса отправил на низкую околоземную орбиту первый модуль китайской космической станции – «Тяньхэ». Он имеет массу более 22 тонн при длине более чем 16 метров и диаметре более чем 4. За прошедшие с момента запуска модуля восемь месяцев к нему снарядили две пилотируемых экспедиции и две миссии снабжения.

Запуск года

• Телескоп Джеймса Уэбба (80%, 1 250 голос)
  • DART (6%, 93 голос)
  • Inspiration4 (6%, 90 голос)
  • Наука (3%, 51 голос)
  • Тяньхэ (3%, 40 голос)
  • Lucy (2%, 26 голос)
  • Союз МС-19 (1%, 11 голос)
  • Шэньчжоу-12 (0%, 5 голос)

Всего проголосовавших: 1 566

Научное открытие года

За 2021 год в астрономии и планетологии было сделано множество интересных открытий. Давайте выберем, какое из них является самым важным!

Новый тип сверхновых

Международная группа учёных получила доказательства присутствия во Вселенной нового типа сверхновых. О своём открытии исследовали сообщили в журнале Nature Astronomy.
Находка учёных заполнила пробел в теории появления сверхновых: астрономы описали процессы, протекающие в умирающих звёздах с массой от 8 до 10 солнечных ещё в конце 1980-х, но не могли обнаружить подтверждений своих соображений во Вселенной. Всё изменила SN2018zd – сверхновая из галактики NGC 2146. Как выяснила группа учёных под руководством Даичи Хирамацу, она полностью соответствует всем критериям, описывающим так называемые сверхновые электронно-захватного типа.

Научное открытие года

• Слияние чёрной дыры и нейтронной звезды (34%, 480 голос)
  • Детали внутреннего строения Марса (27%, 383 голос)
  • Неожиданный возраст образцов лунных пород (15%, 216 голос)
  • Новый тип сверхновых (12%, 171 голос)
  • Лунообразующий диск у протопланеты (11%, 150 голос)

Всего проголосовавших: 1 400

Космическая миссия года

В этой номинации собраны космические миссии, так или иначе отметившиеся в 2021 году: какие-то из них только начинают свой путь, а какие-то работают уже годы. Каков будет ваш выбор?

Emirates Mars

Космический аппарат Объединённых Арабских Эмиратов «Аль-Амаль» прибыл в окрестности Марса 9 февраля. За проведённое вблизи планеты время он собрал множество ценной информации о ней: рассмотрел дискретные полярные сияния; пронаблюдал суточные циклы движения облаков из водяного льда; измерил уровни монооксида углерода, атомарного кислорода и водорода; оценил температуру поверхности и атмосферы планеты. Данные объёмом 110 гигабайт, полученные в период от выхода аппарата на целевую орбиту (9 февраля) до начала фазы научных наблюдений (23 мая), были выложены в открытый доступ на официальном сайте миссии 1 октября. С наступлением нового года – 1 января – учёным со всего мира станет доступен второй пакет данных.

Космическая миссия года

• Mars-2020 (52%, 743 голос)
  • Parker Solar Probe (37%, 533 голос)
  • Juno (4%, 59 голос)
  • Tianwen-1 (4%, 52 голос)
  • Emirates Mars (2%, 30 голос)
  • ALMA (2%, 23 голос)

Всего проголосовавших: 1 440

Ожидание на 2022 год

Ну а напоследок давайте коллективно решим, какие космические события от нового года мы ждём большое всего!

ExoMars

Начнём с науки. В сентябре следующего года должен наконец состояться запуск совместной европейско-российской миссии к Красной планете. Платформе «Казачок» предстоит спустить на поверхность марсоход Розалинд Франклин, который начнёт свою семимесячную миссию по изучению планеты. Марсоход будет изучать подповерхностные залежи льда, исследовать состав марсианского грунта, искать и анализировать органические молекулы и фотографировать атмосферу Красной планеты. Миссия была перенесена из-за проблем предшественницы (спускаемый аппарат Скиапарелли разбился о поверхность в 2016 году) и собственных: у ЕКА возникли проблемы с парашютной системой. Но сейчас всё вроде бы готово, пожелаем ExoMars удачи!

Ожидаемое событие 2022 года

• Орбитальный полёт Starship (71%, 1 056 голос)
  • Лунные миссии (10%, 153 голос)
  • Первый запуск SLS (9%, 130 голос)
  • Миссия к астероиду Психея (5%, 69 голос)
  • ExoMars (3%, 50 голос)
  • Полёты Boeing Starliner (1%, 20 голос)

Всего проголосовавших: 1 478

Для участия в голосовании необходимо залогиниться на сайте.

Голосование продлится до 00:00 27 декабря по киевскому времени. Желаем всем удачи и пускай победят сильнейшие 🙂

Войдите, чтобы видеть ещё 95 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Расточительный Майор Том

Разочарование года - однозначно голубые истоки. Задержка лунной программы недопустима, этот проект важен для всего человечества. В то же время не разделяю пессимизма по поводу старлайнера - этот проект - просто дублирование функций, которые уже выполняет крю дрэгон, он нужен исключительно для заработка боингом денег, и никак не двигает ни конкуренцию, ни, как следствие, прогресс. Прогресс года - марсолёт, без вариантов. Всего чуть более сотни лет назад человеки научились летать на своей планете, и вот уже доказали что это возможно и на Марсе - а значит и на других небесных телах с хоть сколько-нибудь плотной атмосферой. В будущем эти наработки существенно продвинут изучение (а в далеком будущем - и логистику) на других планетах. Также - это проект "для всех", в то время как остальные - исключительно частные достижения отдельных компаний или стран. В анонсе года выбрал частные станции - возможность зарабатывать на орбите потянет за собой оптимизацию кучи процессов начиная с разработки всевозможных девайсов до их доставки и эксплуатации в условиях космоса, пожалуй пользы с этого будет больше, чем от остальных анонсов. Хотя и проекты нейтрона и террана оцениваю крайне положительно Сделка года - наса и спейс икс. Сложно переоценить важность всей системы старшип, и, в том числе, лунного модуля, наработки по которому очень помогут как самой компании в разработке шаттла до Марса и/или других небесных тел, так и другим компаниям. На втором месте наса/нортроп - окололунная инфраструктура, пусть и самая амбициозная, это важно. Таллес не на первом/втором месте просто потому, что их контракт был бы невозможным без первых двух. Стартап года - релативити. Я уже упоминал проект терран-р, очень уж интересный и амбициозный. На втором месте tomorrow - немногие замысливаются насколько мы зависимы от погоды и её качественного прогноза. На третьем - японцы, манипуляторы в условиях невесомости вещь необходимая Запуск года - по инерции проголосовал за Уэбба, просто потому, что очень ждал его. Но нельзя не отметить важность миссии дарт - научиться избегать астероидной опасности - архиважно для людей. Еще за уши можно притянуть частный пилотируемы запуск. Остальные на запуск года прям вообще не тянут. Научное открытие - строение Марса, Пригодится в обозримом будущем гораздо сильнее, чем данные по далеким мирам, которые все равно никак не проверить. Я сторонник практического использования знаний, как вы наверное заметили. Если считаете что других открытия важнее - жду в комментариях ниже Миссия года - наверное все согласятся что ни за кем мы не наблюдали так пристально, как за персиком. Тем более что именно он доставил на поверхность марсолёт, он еще и сам по себе лабаратория на колесах. Еще хочу отметить паркер - исследовать природу Солнца, источника жизни нашей планеты (и источника её будущего уничтожения) - одна из приоритетных задач, ящитаю Ожидания - старшип. А как иначе? Радикальное увеличение полезных нагрузок вкупе со снижением стоимости запусков толкнет вперед не только коммерцию, но и науку. Частота запусков должна открыть огромное окно запусков - миссии теперь можно переносить на 15 минут, а не на пол-года. Не ждать по 2 года готовности носителя. Не подстраивать вес и габариты ПН по хилые возможности актуальных РН. Увеличить количество приборов и/или топлива для увеличения продуктивности миссий. Одновременній старт несколькох миссий. И, сейчас эксперты по орбитальной механике меня поправят, но с оглядкой на грузоподьемность - возможно ускорить прибытие ПН в конечные пункты, за счет ненужности лишних орбитальных маневров. Ракета ведь сама по себе может толкать дальше и сильнее. А из этого выплывает ускорение сбора информации об околоземном пространстве, вплоть до выхода за пределы солнечной системы в относительно сжатые сроки (ну, быстрее Вояджера) Обсуждения, возражения, критику решительно приветствую)

Коррозийная Алиса Селезнёва

Starliner - Полторы попытки запуска и обе неудачные. Starlink - Пока другие только планируют и собирают инвестиции у спейсов уже летают полторы тысячи спутников и раздают интернет. Neutron - Больше многоразовых носителей, доступнее вывод грузов на орбиту. NASA и SpaceX - отработка новой концепции планетарного посадочного модуля интереснее, чем очередной рой спутников, летающие бочки и движки к ним. Astra - Дрифтующая ракета даже смогла набрать высоту, что доказывает совершенство её системы управления. DART - Ученые давно кошмарят всех угрозой столкновения земли с астероидом и только сейчас начали пробовать это предотвратить. Неожиданный возраст образцов лунных пород - сама миссия по доставке лунного грунта хороший щелчок по носу НАСАвцам и Роскосмосу. Parker Solar Probe - Марсоходы и телескопы - это весело, но слетать на солнце(ночью) интереснее. Орбитальный полёт Starship - это как в 60х ждать высадку на Луну. Не хватает номинации злодейство года. Обвинения в сверлении дыр на МКС, кручение МКС на XYZ осях, пополнение орбитальной группировки космического мусора.

Хороший Спок