ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы выяснили, как расположение суши на планете влияет на её обитаемость

Планета-океан со спутниками. Изображение: Luciano Mendez

Многие экзопланеты находятся в приливном захвате у звёзд, вокруг которых движутся. Такие миры всегда обращены к своим светилам одной стороной.  Чтобы на подобной планете могла существовать жизнь, приходящая от звезды энергия должна перераспределяться атмосферой и океанами на противоположную сторону – таким образом климат на планете станет более сбалансированным.

Новая климатическая модель, созданная группой учёных из университета Торонто, показала, что расположение и площадь суши могут существенно влиять на обитаемость внесолнечных миров. Были рассмотрены два основных распределения суши для дневной стороны планеты — континент, окружённый океаном, и океан, окружённый континентом. И площадь океана, и площадь континента варьировались для демонстрации изменений в климате.

Выяснилось, что для противоположных конфигураций суши на дневной стороне температура может колебаться в пределах 20°C. Также результаты показали, что количество водяного пара в атмосфере планеты сильно зависит от площади океана, не покрытой льдом. Кроме того, у планет с большой площадью суши оказались более жаркие и сухие дневные стороны; облака и осадки в таких мирах ограничивались небольшими центральными областями.

Ключевая цель астрономии — выяснить, есть ли жизнь за пределами Земли. Наша работа показывает, что распределение суши на планете, похожей на нашу, оказывает большое влияние на её климат. Это должно помочь астрономам, работающим с такими инструментами, как телескоп им. Джеймса Уэбба, лучше понять то, что они увидят.

Эвелин Макдональд, университет Торонто