ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

ЕКА вслед за NASA определилось с миссией на Венеру

Ею стал проект под названием EnVision. Он был выбран Комитетом по научным программам ЕКА 10-го июня и стал пятой миссией среднего класса в программе Cosmic Vision. Запуск планируется на первую половину 2030-х.

«Нас ждёт новая эра исследований нашего ближайшего соседа по Солнечной системе, – говорит Гюнтер Хазингер, директор ЕКА по научной деятельности. – EnVision вместе с недавно объявленными венерианскими миссиями NASA представляют собой единую программу по всестороннему исследованию этой загадочной планеты».

Аппарат EnVision полетит к Венере в начале 2030-х и поможет понять, почему Венера так отличается от Земли. Credit: ESA

EnVision будет искать ответы на те же вопросы, что и американские аппараты DAVINCI+ и VERITAS: почему Венера, несмотря на размер и состав, схожие с земными, имеет совершенно другой климат? Могли ли на ней когда-либо быть океаны? Есть ли на планете геологическая активность?

Для выполнения своей задачи европейский аппарат будет оснащён набором различных инструментов:

• SRS (Subsurface Radar Sounder) – сонар, который может проникать на глубину до километра. Его задача – исследовать строение недр планеты, ища погребённые под землёй кратеры, определяя границы тессер (венерианских континентов) и многое другое. Разработчик – Космическое агентство Италии.
  • VenSpec – комплекс из трёх ультрафиолетовых и инфракрасных спектрометров. Он будет определять состав поверхности планеты, искать облака газа, которые могут исходить из вулканов и проводить прочие исследования, связанные с поиском вулканической активности. Этот инструмент – результат сотрудничества учёных из нескольких европейских организаций.
  • RSE (Radio Science Experiment) – инструмент, который составит карту гравитационного поля Венеры, а также проведет радиозатменные измерения параметров атмосферы планеты. Создан Национальным центром космических исследований во Франции.
  • VenSAR – радар с синтезированной апертурой, который составит карту поверхности планеты. Он является разработкой NASA.
Исчерпывающий набор инструментов поможет аппарату исследовать разные аспекты Венеры, от состава атмосферы до границ континентов. Credit: ESA

Данные с этих инструментов помогут понять, как процессы в каждой части планеты – например, атмосферы – влияют на развитие остальных.

«EnVision укрепляет роль Европы в исследовании Солнечной системы. Наш растущий список миссий даст нам и будущим поколениям глубокое понимание того, как работает Солнечная система. Это особенно важно во времена, когда мы открываем всё больше экзопланет» – говорит Гюнтер.

В NASA рады сотрудничеству с ЕКА: «В EnVision используются сильные стороны обоих агентств. Этот аппарат, в сочетании с венерианскими миссиями NASA Discovery, обеспечит научное сообщество мощным и синергетическим набором данных о формировании Венеры и о том, как с течением времени изменялись её поверхность и атмосфера» – говорит Томас Цурбухен, научный администратор NASA.

«Конкурентом» EnVision был проект Theseus (Transient High-Energy Sky and Early Universe Surveyor). В случае запуска, этот аппарат предоставил бы учёным информацию о жизненном цикле первых звёзд с помощью наблюдения за транзиентными (нерегулярными — прим. ред) феноменами, а особенно – за гамма-всплесками, произошедшими в первый миллиард лет жизни нашей Вселенной. Комитет, хоть и отклонил «Тесея», но отметил большую научную ценность миссии.

Сейчас EnVision предстоит перейти в «Definition Phase» – стадию подготовки, на которой будет утверждена финальная конструкция аппарата и инструментов на нём. Вслед за этим будет выбран европейский подрядчик, который его построит и протестирует, после чего будет произведен запуск на ракете Ariane 6. Стартовые окна доступны в 2031-м, 2032-м и 2033-м годах. Спутнику понадобится 15 месяцев, чтоб достичь Венеры, и ещё 16 месяцев, чтоб выйти на окончательную орбиту высотой от 220 до 540 километров с помощью аэродинамического торможения.

Анимация от ЕКА показывает работу радара VenSAR по созданию карты поверхности Венеры. Credit: ESA

Другими миссиями среднего класса в программе Cosmic Vision являются Solar Orbiter, Euclid, Plato и Ariel (ссылки ведут на соответствующие разделы сайта ЕКА).

Больше про EnVision можно прочитать на официальном сайте миссии.

Источник: ЕКА