Роль Индии в новой лунной гонке: интервью c директором миссии “Чандраян-1”
Первая индийская миссия к Луне – “Чандраян-1” – подтвердила существование на нашем спутнике воды. Для Сриниваса Хегде, который был директором миссии и проработал в Индийской организации космических исследований (ISRO) 36 лет, это открытие стало революционным достижением. Хегде работал в спутниковом центре ISRO в Бангалоре: он принимал участие в планировании, анализе и управлении множества космических миссий.
Издание Superclaster побеседовало со Сринивасой о его роли в качестве директора проекта “Чандраян-1” и о будущем Индии в космосе. Ответы были отредактированы для большей ясности.

С чего началось ваше увлечение космосом?
Мой дедушка оказал на меня большое влияние в детстве. Он был астрологом и знатоком санскрита. Мы с ним часто ходили на прогулки ранним утром – пока Солнце было за горизонтом. В те дни атмосферное загрязнение было намного меньше, поэтому на небе были видны многие созвездия. Он имел обыкновение показывать и рассказывать мне о каждом из них, и это интересовало меня. Кроме того, я интересовался наукой: читал о новых открытиях и происшествиях в космосе.
Однажды я наткнулся на вакансию в ISRO. Я подал на неё заявку и и прошёл на должность.
“Чандраян-1” был первым индийским проектом по изучению другого космического тела. Что вы можете рассказать о ранних этапах разработки этой миссии в ISRO?
В период с 1994 по 2003 годы организацию возглавлял доктор Кришнасвами Кастуриранган. Он хотел, чтобы ISRO играла какую-то роль в становлении Индии как сверхдержавы. Это его желание подготовило благодатную почву для амбициозных космических инициатив в будущем. Идея создания орбитального аппарата для исследования Луны была воспринята положительно и принята всеми.
В те времена у ISRO уже имелись геостационарные спутники, работающие с большим количеством топлива. По сути, платформа была готова: осталось понять, каким образом применить её к лунной миссии. Наши первоначальные расчёты показали, что выведением на околоземную орбиту может заняться ракета-носитель PSLV.
А добраться к Луне и выйти на орбиту вокруг неё аппарат сможет собственными силами. В общем и целом, “Чандраян-1” казалась продолжением наших начинаний.

В чём заключалась ваша роль в качестве директора миссии “Чандраян-1” и какова самая большая проблема, с которой вам пришлось столкнуться?
Я принимал участие во всех аспектах данной миссии – расчёте предполагаемых траекторий, выборе орбиты, корректировке курса, управлении данными, а также в процессах эксплуатации зонда.
“Чандраян-1” был первым индийским аппаратом, на борту которого располагалась полезная нагрузка космических организаций других стран. Как директор миссии, я учитывал все пожелания партнёров. И это создавало проблемы, поскольку требования у всех были разные.
Например, команда разработчиков, создавшая прибор Mini-SAR, хотела провести его калибровку на пути к Луне. Они был недовольны тем фактом, что мы не смогли предоставить им такую возможность из-за изменений в расписании запуска. Однако, чуть позже мы предоставили им для калибровки такие параметры орбиты, которые, по их словам, были даже лучше, чем изначальные.
Был ли поиск воды на Луне основной целью миссии “Чандраян-1”? И почему это было важно?
Был. Результатом предшествовавших миссий NASA стали намёки на то, что в постоянно затенённых кратерах на Луне имеются залежи водяного льда. Было крайне важно подтвердить его наличие там, поскольку сам факт его присутствия имеет огромное значение для будущих лунных поселений. В дополнение, мы смогли бы узнать кое-что новое об эволюции нашего спутника.
В рамках миссии “Чандраян-1” ISRO предложила разработать научные инструменты космическим агентствам всего мира. Почему организация решила сделать это?
На космическом аппарате у нас были установлены собственные научные приборы. Но учитывая повсеместно возобновившийся интерес к Луне, мы решили предоставить возможность установить инструменты и другим организациям. Именно поэтому ISRO опубликовала предложение по разработке полезной нагрузки для всего мира. В итоге, на “Чандраян-1” пробрались приборы от Европейского космического агентства и NASA (а также связанных с агентством университетов). Думаю, время для старта нашей миссии было подходящее: до запуска аппарата NASA LRO был ещё целый год.

Не могли бы вы рассказать об открытии залежей водяного льда на Луне и партнёрстве Индии и США?
Как я уже говорил ранее, NASA было всецело заинтересовано в поисках воды на Луне. По этой причине на “Чандраян-1” и были установлены их приборы. Открытие было сделано двумя инструментами: небольшим радаром с синтезированной апертурой Mini-SAR и прибором для изучения минералогии спутника M3 (Moon Mineralogical Mapper).
Mini-SAR удалось обнаружить, что более сорока кратеров в полярных регионах Луны отражают сигналы таким образом, каким это мог делать только водяной лёд. Подтвердить это удалось прибору M3: он обнаружил лёд по отражению инфракрасного излучения от поверхности. Фактически, этот инструмент находил молекулы воды и гидроксильные группы на Луне практически повсюду. Учёные узнали, что лунный грунт содержит следы воды – и не только в полярных регионах.
Что касается партнёрства… Здесь я могу отметить, что благодаря взаимодействию Индии и США, NASA смогло расширить доступ к своей сети дальней космической связи (DSN), которая использовалась для связи с аппаратом “Чандраян-1”.
Что было самым сложным при работе с “Чандраян-1” на лунной орбите?
В 2009-м, через год после запуска, на борту космического аппарата вышли из строя оба звёздных датчика. Поэтому зонд потерял возможность точно ориентироваться в космическом пространстве.
Было чувство, что миссия в скором времени завершится.
Но вместо того, чтобы смириться с потерей аппарата, мы придумали решение, которое подразумевало использование датчиков положения Солнца для получения информации по двум пространственным осям, а также использование наземной станции для определения третьей оси. Данные передавались на гироскопы аппарата, и мы смогли добиться приемлемой ориентации в космосе.
Миссия вновь включилась в работу.
И когда 22 июля 2009 года аппарат пролетел между Землёй и Луной, ему удалось запечатлеть тень последней, отбрасываемую на нашу планету. Такое было сделано в рамках лунной миссии впервые. Причём аппаратом, который находился во внештатном состоянии.
Как вы думаете, достаточно ли будет той воды, что была найдена в полярных областях Луны, для обеспечения энергией будущих человеческих поселений?
Пока говорить рано, но если опираться на данные, полученные при помощи прибора Mini-SAR, то можно сделать вывод, что запасов должно быть достаточно. Но лучше дождаться данных с аппарата “Чандраян-2” – он расскажет нам больше.

И что же поможет “Чандраян-2” получить больше информации о залежах водяного льда?
На аппарат установлен новый набор научных приборов. Его инфракрасный спектрометр сумеет построить высокоточную глобальную карту распределения концентраций воды в грунте Луны. Он поможет нам узнать, как содержание воды связано с условиями окружающей среды на нашем спутнике.
В свою очередь, модернизированный радар нанесёт на карту залежи водяного льда из полярных областей Луны, заодно определив его количество. Такое должным образом ещё никто не проделывал.
Каким образом Индия будет конкурировать с США и Китаем в новой лунной гонке?
Будет сложно. Страны-конкуренты обладают большим количеством квалифицированных кадров и огромными ресурсами. Но Луну можно изучать с различных сторон. Наша цель – заполнить пробелы в текущих знаниях о спутнике. Вопрос о наличии на Луне воды был одним из таких пробелов.

На ваш взгляд, куда в дальнейшем должны быть направлены космические амбиции Индии? Если речь идёт о конкретной планете или спутнике?
Спутник Сатурна Энцелад. Покрытый белоснежными льдами, он имеет одно из самых высоких альбедо в Солнечной системе. Известно, что под этими льдами располагается океан жидкой воды. Открытие аппаратом “Кассини” органических молекул в гейзерах Энцелада автоматически сделало этот спутник самым интересным местом в нашей системе.
Какую роль для такой страны как Индия имеет программа исследования других миров?
Такая программа играет важную роль в будущем освоении космоса. Выполнение подобных миссий даёт нам новые возможности и новый опыт, что, в конечном итоге, пригодится нам в будущем. Если говорить о конкретных примерах, то вот вам факт: все научные инструменты для миссии “Чандраян-2” были полностью разработаны и изготовлены здесь, в Индии.
Что вы думаете о программе “Гаганьян” по оправке индийских космонавтов в космос?
Запуск человека в космос связан с большим количеством проблем. Вопросы структурной прочности космического корабля и ракеты-носителя, наличие достаточных запасов топлива на всех этапах полёта, сложные траектории, многослойное резервирование функций космического корабля и так далее. Каждый этап программы должен подразумевать безопасное возвращение людей. Неудача в данном случае – результат неприемлемый. Соблюдая все эти требования, программа “Гаганьян” автоматически становится очень дорогостоящим мероприятием.
Но для того, чтобы начать жить в космосе, нам рано или поздно придётся пройти через этот этап. Так почему бы не начать сейчас?
Как вы считаете, какую цель человечеству следует выбрать в качестве места для размещения постоянного поселения людей в первую очередь – Луну или Марс?
Луна является хорошим выбором с точки зрения энергозатрат, хоть и имеет ограниченное количество мест для размещения поселения: либо полярные регионы, либо лавовые трубы. На Марсе гораздо более благоприятная среда; сутки, примерно равные земным; приемлемые температуры. В целом, он выглядит более гостеприимным местом.
Если будущие проекты ракет-носителей, вроде SpaceX Starship, всё-таки будут претворены в жизнь, то вопрос энергозатрат уйдёт на второй план. И тогда Марс окажется более привлекательной и объективно лучшей целью, чем Луна.
От переводчика:
Если вы заинтересовались темой индийской космонавтики, то рекомендую вам ознакомиться с переводом статьи «Индийские космические миссии, которые стартуют в ближайшем будущем».
Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.
Срач на рівному місці. Маск має ваду яку давно озвучив - синдром Аспергера. В технічному плані все…
Вони не конкуренти SpaceX, їх приціл на ніші, що займають такі провайдери як DataGroup. А якщо точніше,…
Я не сильно искал, но по моему примеру получается так, что и у США нет своих роботов.…
Именно на это я указал выше - в Китае практически нет заводов с отечественными роботизированными линиями. Во…
Дякую, ще прошу звернути увагу до трабли з додаванням посилань (доволі часто лепить як статтю в розділі…
А павэрэщаць? ;)
Дмитре, доброго дня. Проблема була в тому, що ви вставили цей текст в поле підпису до зображення,…
Ну да, а как бы... Маск для своих всех фабрик покупает немецкие роботы, как для США, так…
Вот только роботы на нем явно не китайские...
Та нет. Там это успешно решают, было бы желание. Завод Теслы - тому пример. Пойди да поищи…
Инерциалка на максималках. Чрезвычайно круто. Но все равно, для начальной и контрольных точек, нужен GPS. Или астролябия.…
Ну, есть там отдельные слова, не более.
Касательно Маска отдельно. То недавно интервью было с ним канала CNBC, которые его хейтат и откровенную чушь…
>Мне понравился его обзор американской конституции и ролик про высшее образование. Да, по многим вопросам тоже интересная…
Jeff Foust анализирует последствия для НАСА решения заморозить в 2024 и 2025 г. все гос. расходы кроме…
>Да и не надо менять ни законы, ни конституцию. Достаточно дать по башке нескольким особо зажравшимся сенаторам.…
>95% сегодняшней ручной работы будут делать роботы. Вот как раз с разработкой отечественной промышленной робототехники у Китая…
> В Китае действительно результат налицо – с демографией там просто шикарно стало, так шикарно что уже…
> Т.е. вы хотите сменить не только законы (тот же акт про NASA), но и конституцию США?…
В Китае действительно результат налицо - с демографией там просто шикарно стало, так шикарно что уже к…
Т.е. вы хотите сменить не только законы (тот же акт про NASA), но и конституцию США? :)
> Ein Volk, ein Reich, ein Führer вроде бы уже проходили – херово вышло, трупов многовато было…
> У SpaceX нет Когресса, который указывает им на что тратить их деньги. Это уже детали. И…
Ein Volk, ein Reich, ein Führer вроде бы уже проходили - херово вышло, трупов многовато было
Чем мог - тем помог...