ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Индийские космические миссии, которые стартуют в ближайшем будущем

Ракета-носитель GSLV Mk. 3 выезжает на стартовый стол

В ежегодном отчёте Индийской организации космических исследований (ISRO) за период с 2019 по 2020 год есть перечень научных миссий, которые планируется запустить в ближайшие несколько лет. Что же Индия собирается отправить в космос? Давайте посмотрим.

Сотрудничество с NASA в запуске аппарата для получения радиолокационных изображений Земли

Аппарат NISAR в представлении художника

Спутник NISAR (NASA-ISRO Synthetic Aperture Radar) станет первым космическим аппаратом с двухчастотной системой получения радиолокационных изображений. Это один из самых дорогих спутников для наблюдения Земли из когда-либо созданных: его стоимость оценивается в 1,5 миллиарда долларов.

Система визуализации NISAR будет работать в диапазонах частот L и S. Она позволит учёным выявлять изменения, происходящие в земной коре и полярных льдах, а также отслеживать перемены в климатических процессах и биосфере. Аппарат позволит делать снимки поверхности всей планеты с разрешением от 3 до 50 метров на пиксель примерно каждые две недели. Спутник также будет использоваться в борьбе со стихийными бедствиями – данные с него будут доступны спустя несколько часов после проведённых наблюдений. NASA и ISRO заявили, что все данные, полученные аппаратом NISAR, будут находиться в открытом доступе. Запуск NISAR запланирован на 2022 год: он отправится в космос на ракете GSLV Mk. 2.

Первая индийская солнечная обсерватория в космосе

Схематичная иллюстрация аппарата Aditya-L1 с отмеченными на ней научными приборами

Первый индийский астрономический спутник – Astrosat – был разработан с целью изучения объектов высоких энергий в нескольких волновых диапазонах. Теперь Индия готовится запустить ещё один аппарат. На этот раз – полноценную обсерваторию для изучения Солнца.

Учёные по всему миру запускают космические миссии для изучения Солнца. Они надеются ответить на один интересный вопрос: почему корона Солнца на несколько миллионов градусов горячее, чем его поверхность? ISRO также решило внести свой вклад в исследования звезды.

Индийский аппарат Aditya-L1 будет изучать поверхность и атмосферу нашего светила с помощью семи научных приборов. Спутник будет запущен в 2022 году при помощи ракеты-носителя PSLV-XL. Размещаться аппарат будет в точке Лагранжа L1.

Туда отправлялись многие спутники для изучения Солнца: SOHO, ACE, WIND, DSCOVR и другие. Подобно им, Aditya-L1 будет наблюдать за нашей звездой непрерывно. Уникальность аппарата состоит в том, что он может наблюдать светило в нескольких диапазонах длин волн, а также анализировать солнечное магнитное поле и солнечный ветер с помощью своих инструментов прямо в космосе.

В 2018 году NASA запустило аппарат Parker Solar Probe с целью изучения внешних слоёв короны Солнца. Европейского космическое агентство (ESA) тоже решило не отставать, запустив зонд Solar Orbiter в этом году. Этот спутник будет находиться несколько дальше от Солнца, нежели его американский собрат (но всё ещё внутри орбиты Меркурия). Aditya-L1 будет расположен гораздо дальше двух вышеупомянутых аппаратов, но его взгляд издалека поможет дополнить картину, которую рисуют спутники NASA и ESA.

Специализированный рентгеновский телескоп

XPoSat будет оборудован одним единственным инструментом – 125-килограммовым поляриметром POLIX. Он будет работать в среднем рентгеновском диапазоне. Прибор создаётся в Рамановском научно-исследовательском институте.

В 2021 году на ракете PSLV в космос отправится ещё один индийский научный спутник – XPoSat (X-ray Polarimetry Satellite). В отличие от многозадачного Astrosat, XPoSat будет более специализированным аппаратом. Он будет изучать поляризацию рентгеновских лучей в космосе. Степень поляризации излучения раскрывает природу его источника – включая силу и распределение его магнитных полей и другого излучения вокруг него.

Создаётся орбитальный аппарат для изучения Венеры

В прошлом году ISRO запросила предложения по научным инструментам для венерианского орбитального аппарата – “Шукраян” (Shukrayaan). Этот зонд должен отправиться ко второй планете от Солнца в 2023 году. И это замечательно, поскольку изначальный интерес к Венере, возникший в 60-х – 70-х годах прошлого века, быстро угас после того, как Марс перетянул на себя всё внимание.

Венеру необходимо исследовать. Не только потому, что она смогла удерживать воду на своей поверхности дольше, чем Марс. Но и потому, что изучение этой планеты важно для понимания того, как планеты земного типа изменяются со временем и что делает Землю такой особенной.

На данный момент Венеру изучает лишь один аппарат – японский “Акацуки”. Марс изучают восемь аппаратов. И ещё четыре на подходе. (Китай, в отличие от США и ОАЭ, отправил на Красную планету два аппарата с научными приборами – орбитальный зонд и марсоход). ISRO со своей миссией на Венеру должна освежить мировое сообщество планетологов.

Предполагается, что аппарат “Шукраян” будет нести на себе научные инструменты общей массой около 100 килограмм. Зонд будет выведен на высоко-эллиптическую орбиту (500 х 60000 километров), чтобы проводить как детальные, так и общие наблюдения. Помимо двенадцати индийских приборов, “Шукраян” сможет взять на борт несколько инструментов от международных партнёров. Это может сработать: открытие залежей водяного льда на Луне было сделано с помощью аппарата “Чандраян-1” при участии NASA.

Основные научные цели аппарата “Шукраян” состоят в изучении поверхности и внутреннего строения Венеры, химического состава её атмосферы и взаимодействия этой атмосферы с солнечным ветром. NASA выразило заинтересованность в отправке терагерцевого прибора на борту этого орбитального аппарата, чтобы иметь возможность проникнуть сквозь плотную атмосферу Венеры и понаблюдать за тем, что происходит внизу.

В разработке у ISRO также имеется к Марсу. Её планируют запустить в 2024 году. Вероятно, этот аппарат будет во многом похож на тот, что отправится годом ранее к Венере. Также у ISRO имеются планы на продолжение работы в миссиях Astrocast и “Чандраян-2”, но подробностей об этом нет никаких.

Новые научные миссии должны стать серьёзным толчком для развития космической программы страны. Особенно, учитывая то, насколько она молода. Мы надеемся, что Индия поддержит эту тенденцию. И что эта страна сделает исследования дальнего космоса национальным приоритетом. Как это было сделано с пилотируемой космонавтикой.

Войдите, чтобы видеть ещё 4 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Полезный Сергей Королёв

Если прибавить сюда будущую пилотируемую программу, перспективны радужные, несмотря на не очень удачный год

Нервный Дейв Боумэн

Что с иллюстрациями?.. Почему они такие растянутые по вертикали?