PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

SpaceX запустит две научные миссии для Европейского космического агентства

Взгляд художника на европейский космический аппарат Hera, который будет изучать астероиды Дидим и Диморф. Изображение: ESA

Две крупные научные миссии Европейского космического агентства – Euclid и Hera – пересядут с «Союза» и Ariane 6 на Falcon 9. Такое решение, как утверждает глава агентства Йозеф Ашбахер, вызвано проблемами с доступом к изначально запланированным носителям.

Первая миссия, Euclid, подразумевает вывод одноименного космического телескопа ко второй точке Лагранжа системы Солнце-Земля. Её запуск запланирован на 2023 год: отправиться в космос аппарат должен был при помощи носителя «Союз». После того, как в следствие санкций Россия прекратила запуски из Французской Гвианы, в ЕКА начали искать альтернативу – и обратились к SpaceX.

Вторая миссия, Hera, в 2024 году отправится к астероидам Дидим и Диморф – в том числе, чтобы собрать данные о последствиях успешного столкновения последнего с зондом DART. Для запуска миссии изначально была выбрана европейская ракета-носитель Ariane 6 – однако, по словам Ашбахера, с учётом переноса её первого полёта на конец 2023 года это больше не представляется возможным. Чтобы уложиться в расписание, аппарат полетит на Falcon 9.

Похожая участь может ожидать и несколько других европейских космических миссий: так, спутник EarthCARE вместо «Союза» полетит на носителе Vega C. Кроме того, как отмечает директор ЕКА по навигации Франсиск-Хавьер Бенедикто Руиз, до середины 2024 года Европейскому союзу так или иначе придётся возобновить запуски спутников системы навигации Galileo:

Мы отдаём приоритет Ariane 6 и будем следить за её развитием. Однако в то же время мы уже начали поиск альтернатив вне Европейского союза.

По его словам, решение касательно запуска следующих спутников группировки Galileo ожидается около первой половины 2023 года. Сейчас для этой миссии забронирован второй полёт Ariane 6.

Несомненно, среди европейских космических инициатив из-за вторжения России в Украину больше всех пострадала ExoMars, запуск которой был запланирован на сентябрь 2020 года. Сейчас самым вероятным вариантом является запуск в 2028-м с новым посадочным модулем вместо российского «Казачка»; на его разработку вскоре будет запрошено финансирование. Судьбу миссии определят на совещании в этом ноябре – однако Ашбахер уверяет, что её научные цели останутся актуальными даже при таком сдвиге расписания.