PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

В протопланетном диске обнаружена самая большая органическая молекула

Межзвёздное пространство, как уже давно выяснили исследователи, содержит множество простейших органических молекул (смотрите, например, одну из наших предыдущих публикаций).

Диметилэфир (C2H6O)— одно из таких веществ. Эта девятиатомная молекула часто встречается в протозвёздных облаках — центрах зарождения молодых звёзд.

Органические молекулы в протопланетном диске в представлении художника. Источник: ESO

Но никогда ранее диметилэфир не обнаруживался в протопланетных дисках — «зародышах» планетных систем вокруг уже сформированных звёзд.

Новое исследование учёных из Лейденской обсерватории в Нидерландах с использованием данных массива радиотелескопов ALMA в Чили обнаружило это вещество в протопланетном диске вокруг молодой звезды IRS 48 (другое обозначение Oph-IRS 48), расположенной на расстоянии 444 световых лет от нас в созвездии Змееносца.

Эта звездная система и ранее неоднократно привлекала внимание учёных в силу некоторых её особенностей. Но только сейчас в ней впервые обнаружены сложные органические молекулы (наряду с диметилэфиром зарегистрирован также метилформиат, метиловый эфир муравьиной кислоты).

Эти органические молекулы являются «кирпичиками» для построения более сложных веществ — предшественников жизни.

Получив эти результаты, мы можем лучше представить себе, как появилась жизнь на нашей планете, а значит и каков потенциал для зарождения жизни в других планетных системах. Замечательно, что эти открытия хорошо вписываются в более общую картину

Нашанти Брункен, руководитель исследования

По современным представлениям учёных, сложные органические молекулы образуются в протозвёздных облаках на самом начальном этапе их формирования. Центрами формирования молекул выступают пылевые зёрна, к которым «прилипают» атомы и простые молекулы. Они образуют слой льда, в котором происходят химические реакции, ведущие к синтезу более сложных молекул.

Под действием тепла звезды лед сублимируется, сформированные молекулы освобождаются и становятся доступными для наблюдения.

Таким образом, планеты, формируемые из протопланетного диска, уже на самом начальном этапе своего образования, похоже, имеют «набор строительного материала» для формирования сложных пребиотических молекул (аминокислот, сахаров и прочее). Т. е., предшественники жизни, вероятно, не попадают на вновь сформированные планеты «извне», а присутствуют там уже с момента их образования.

В настоящий момент астрономы возлагают большие надежды на Чрезвычайно Большой телескоп, который сейчас строится в Чили и должен начать работу в конце этого десятилетия. Он позволит учёным гораздо более подробно изучить химический состав внутренних областей протопланетных дисков и приблизиться к пониманию механизмов зарождения жизни во Вселенной.