ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Санкции против России, Starlink в Украине, влияние космоса на мозг | Космодайджест #152

Привет. Хотя вы и не находитесь на YouTube-канале Alpha Centauri, но это всё ещё дайджест главных космических новостей недели. Так как Украина атакована российскими войсками, выпускать новости в формате видео мы не можем. Та часть команды, которая находится в безопасности, будет стараться частично продолжать работу Альфа Центавра.

Начнём с самого важного. 24 февраля президент США Джо Байден выступил с обращением, в котором изложил перечень санкций, наложенных на Российскую Федерацию в связи с её вторжением в Украину. Он отметил, что импорт высоких технологий в Россию будет ограничен более чем наполовину, что, в том числе, приведёт к деградации аэрокосмической отрасли страны. Часть из этих ограничений коснётся космической программы напрямую, однако о конкретных санкциях в её отношении ничего не известно.

Выступление президента США Джо Байдена. Фото: Brendan Smialowski | AFP | Getty Images

В тот же день Белый Дом опубликовал информационный бюллетень, в котором администрация заявила, что ввела запрет на экспорт в Россию «чувствительных» технологий. Этот ход в первую очередь нацелен на то, чтобы перекрыть России доступ к передовым технологиям для оборонного, авиационного и морского секторов. В этот перечень войдут полупроводниковые, телекоммуникационные, лазерные и навигационные технологии, а также поставки авионики, различных датчиков и технологий шифрования.

На введение санкций в отношении России отреагировало NASA. Представитель агентства заявил изданию Space.com, что NASA пока планирует продолжить работу по проекту Международной космической станции со всеми партнёрами, включая «Роскосмос».

В то же время заявление Байдена ожидаемо вызвало эмоциональную критику со стороны генерального директора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. С ней вы можете ознакомиться по ссылке.

Любопытно, что одно из сообщений Рогозина не осталось без внимания Илона Маска. В ответ на тезис о том, кто может спасти Международную космическую станцию от неуправляемого схода с орбиты, кроме как российские грузовые космические корабли, бизнесмен ответил: SpaceX.

Хотя на самом деле такими же возможностями обладает американский Cygnus.

26 февраля Рогозин также стало известно о прекращении каких-либо совместных российско-американских работ по миссии «Венера-Д». В тот же день появилось сообщение о том, что «Роскосмос» прекращает сотрудничество с Европой по программе запуска ракет «Союз» с территории Французской Гвианы: госкорпорация сделала это в ответ на санкции, которые Европа наложила на Россию за вторжение в Украину. Эти ограничения напрямую касаются российской космической отрасли, задевая РКЦ «Прогресс».

Представитель Европейского космического агентства сообщил SpaceNews о запланированном на 28 февраля совещании, на котором будут обсуждаться вопросы, связанные с российско-европейским сотрудничеством в космосе в период кризиса. В данный момент под вопросом находятся запланированные на текущий год запуски спутников Galileo, а также старты, планирующиеся на 2023 год, в том числе запуск космического телескопа Euclid.

Кроме того, в подкасте на YouTube-канале «******** LIVE» Рогозин сообщил, что 28 февраля будет обсуждаться будущее совместного с Европой проекта ExoMars. В том же подкасте он сказал, что трудности могут возникнуть в ещё одном российско-европейском проекте: Германия может отключить находящийся на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» телескоп eROSITA.

Стоит заметить, что Германия имеет возможность повлиять и на ракетостроительную отрасль России. Дело в том, что существующие потребности «Роскосмоса» в поставках пероксида водорода для ракет «Союз» обеспечиваются благодаря немецкой компании Evonik Resourse Efficiency GmbH. Также крупнейший в мире производитель полупроводниковых микросхем – тайваньская компания TSMC – приостановил экспорт своей продукции в Россию, что тоже негативно скажется на космической отрасли страны.

Но вторжение России в Украину касается не только российской космической отрасли. Американский ракетостроительный стартап Launcher был вынужден передислоцировать 10 инженеров с их семьями из своего офиса в Днепре на новый объект в столице Болгарии – городе София. Компания также оказывает поддержку шести сотрудникам, которые решили остаться в Украине.

Тем временем другая ракетостроительная компания – United Launch Alliance – заявила, что не будет испытывать проблем с поставками российских двигателей РД-180 для своих ракет Atlas 5.

Стоит напомнить, что компания будет постепенно отказываться от этого носителя в пользу ракеты нового поколения Vulcan, которая будет приводиться в движение кислород-метановыми BE-4 компании Blue Origin.

Все двигатели, требуемые для выполнения оставшихся миссий с использованием Atlas 5 сейчас находятся на складе ULA. Также маловероятно, что на работу компании как-то повлияет заключённое с НПО «Энергомаш» соглашение о техническом обслуживании и поставке запчастей для РД-180. Это подтвердил генеральный директор ULA Тори Бруно.

Ракета ULA Atlas 5 готовится к запуску метеорологического спутника GOES-T. Фото: United Launch Alliance

Спутниковый высокоскоростной интернет SpaceX Starlink отныне доступен в Украине. Илон Маск откликнулся на просьбу главы Минцифры Михаила Фёдорова: компания снимает ограничения для государства.

SpaceX уже организует поставки терминалов. Они уже в пути. Хорошая новость!

Перейдём к новостям науки. Астрономы из США и Великобритании впервые детально изучили процессы, происходящие в атмосфере экзопланеты. Результаты их работы были опубликованы в журнале Nature.

Во внимание исследователей попала планета WASP-121b, открытая в 2015 году. Она почти в два раза крупнее Юпитера и находится на расстоянии 850 световых лет от Земли. Этот газовый гигант расположен к своей звезде очень близко и делает один оборот вокруг неё чуть более чем за 30 часов. Планета находится в приливном захвате: это означает, что она всегда обращена к светилу одной стороной.

Наблюдения за 121b проводились при помощи космического телескопа «Хаббл» в 2018 и 2019 годах. Ранее с его помощью учёным удалось найти в атмосфере планеты водяной пар, а также выяснить, как меняется температура на дневной стороне гиганта по мере движения вглубь газовой оболочки.

Анимация, основанная на данных, полученных космическим телескопом «Хаббл». Слева направо: 1) кривая блеска экзопланеты в ходе полного оборота вокруг звезды; 2) температура планеты в различных её регионах; 3) спектр излучения, показывающий полосу воды по мере её изменения в течение цикла. Видео: T. Mikal-Evans (MPIA) | T. Müller (MPIA/HdA)

Новое исследование даёт более полную картину процессов в атмосфере 121b: теперь астрономы смогли изучить и ночную сторону планеты. Учёным удалось отследить циркуляцию воды в атмосфере, что помогло им составить её температурный профиль. Выяснилось, что на дневной стороне верхние слои атмосферы прогреваются до 3500 Кельвин, в то время как температура более глубоких слоёв намного ниже, и составляет 2500 Кельвин. Примечательно, что на ночной стороне планеты ситуация иная: температура верхних слоёв достигает 1500 Кельвин, в то время как глубоких – 1800.

На основе данных о температуре авторы работы создали модель и выяснили, какие вещества могут присутствовать в газовой оболочке. Оказалось, что на ночной стороне 121b могут существовать облака из железа и титана. Исследователи также определили скорость ветров в атмосфере планеты: она может достигать 5 км/с.

Астрономы надеются продолжить исследования WASP-121b. Группа уже зарезервировала ресурсы телескопа им. Джеймса Уэбба. В конце этого года с его помощью учёные проведут дополнительные наблюдения планеты: они надеются не только уточнить данные о циркуляции водяного пара в её атмосфере, но и найти там угарный газ.

В 1873 году астроном Кристиан Петерс открыл новый астероид. Ему дали имя Электра. Со временем выяснилось, что Электра – это каменная глыба неправильной формы размером примерно 260 километров. Её поверхность имеет довольно низкую отражательную способность и напоминает таковую у карликовой планеты Цереры.

В отличие от множества других астероидов, Электра имеет собственные спутники. Первый из них был обнаружен ещё в 2003 году. Небольшое тело размером около 6 километров делает один оборот вокруг Электры примерно за 5 земных суток. В 2014 году у астероида нашли второй спутник: двухкилометровую глыбу с периодом обращения примерно 30 часов.

Но самое любопытное, что совсем недавно у Электры обнаружился третий спутник! Его удалось найти команде астрономов из Франции и Таиланда: учёные сделали это благодаря анализу архивных данных Европейской Южной Обсерватории. Открытие было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics.

Система астероида Электра. Видео: ESO | Berdeu et al., Yang et al.

Оказалось, что новый спутник имеет в поперечнике около 1600 метров и делает один оборот вокруг Электры всего за 16 часов. Открытие стало возможным благодаря инструменту SPHERE, который установлен на Очень Большом Телескопе в Чили. Именно с его помощью удалось заметить спутник, который в 15 тысяч раз тусклее главного астероида.

Таким образом Электра стала первым известной системой из четырёх астероидов, обращающихся вокруг общего центра масс. Характеристики орбит системы и её происхождение учёным только предстоит выяснить.

Международная группа исследователей под руководством доктора Флориса Вуйтса из Университета Антверпена впервые изучила влияние космических полётов на структурные изменения белого вещества в головном мозге. Результаты своей работы учёные опубликовали в журнале Frontiers in Neural Circuits.

В исследовании мозга участвовали 12 космонавтов «Роскосмоса». Каждый из них пребывал в длительных космических экспедициях средней продолжительностью 172 дня. Учёные получили 12 диффузионных МРТ-снимков до отправки в космос, и 12 – сразу после возвращения на Землю. Не все участники эксперимента согласились продолжить участие в исследовании, но, тем не менее, у учёных появилось 8 дополнительных снимков спустя 7 месяцев после возвращения космонавтов из экспедиций.

В исследовании была применена техника визуализации строения и работы мозга, называемая магнитно-резонансной трактографией. Изучив снимки, учёные выяснили, что мозг адаптируется к условиям космоса, а структура нейронных связей в трактах его белого вещества может меняться. В первую очередь эти изменения касаются зон, отвечающих за движение тела, языковые и зрительные функции. Природа изменений такова, что они могут оставаться видимыми даже по прошествии семи месяцев после возвращения на Землю.

Авторы исследования рассчитывают, что их работа позволит понять, насколько эти изменения обратимы, а также оценить их пагубность для организма в долгосрочной перспективе. Исследование также поспособствует выработке методик, направленных на уменьшение влияния условий длительных космических экспедиций на головной мозг.

Космонавтика в эту страшную неделю тоже принесла некоторые новости. Принадлежащая корпорации Northrop Grumman компания Space Logistics объявила, что планирует запустить новый космический аппарат для обслуживания спутников в 2024 году. Для его отправки на орбиту будет использоваться ракета SpaceX.

Аппарат под названием MRV будет использовать множество технологий своего предшественника – заправочного спутника MEV. Его оснастят роботизированным манипулятором, с помощью которого он будет устанавливать на геостационарные спутники с истекающим запасом топлива специальные двигательные модули. Один такой модуль позволит продлить срок эксплуатации двухтонного спутника примерно на 6 лет. Сами модули имеют массу около 400 килограмм, а несущий их аппарат – порядка 3 тонн.

Космический аппарат MRV готовится установить двигательный модуль на спутник клиента. Изображение: Space Logistics

Продолжительность работы MRV составит 10 лет. Первый аппарат этой серии уже собирается на предприятии Northrop Grumman и отправится на орбиту в 2024 году. Он будет нести с собой три двигательных модуля: один из них будет установлен на спутник австралийской телекоммуникационной компании Optus, а два других – на спутники неназванных клиентов.

На данный момент Space Logistics заключила договоры с пятью заказчиками, которым требуются услуги её аппарата. Вице-президент компании Джозеф Андерсон отметил, что фирма планирует установить до 30 двигательных модулей с использованием MRV.

Blue Origin планирует увеличить количество запусков суборбитальной ракеты New Shepard в этом году. Об этом на 24-й ежегодной Конференции коммерческого космического транспорта рассказал генеральный директор компании Боб Смит. Он отказался сообщить, какое количество туристических и исследовательских полётов компания планирует на текущий год.

Напомним, что в 2021-м компания Джеффа Безоса провела три суборбитальных туристических рейса, в которых приняли участие 14 человек, в том числе и сам основатель компании.

Пассажиры первого суборбитального туристического рейса Blue Origin на фоне ракеты New Shepard. Фото: Blue Origin

Смит отметил, что по сравнению с прошлым годом Blue Origin может запросто удвоить число отправленных за линию Кармана людей. При этом в каждом из туристических рейсов будет присутствовать по шесть пассажиров.

В этом году Blue Origin намерена расширить парк New Shepard ещё одной ракетой и надеется уменьшить длительность послеполётного обслуживания своих носителей. Смит также добавил, что компания теперь лучше понимает спрос на туристические суборбитальные рейсы.

О своих планах на суборбитальные пассажирские полёты рассказал и ближайший конкурент Blue Origin – компания Virgin Galactic. По словам её генерального директора Майкла Колглазье, Virgin Galactic укладывается в текущий график модернизации своих транспортных средств и намерена начать коммерческие рейсы в четвёртом квартале этого года.

О выходе на период технического обслуживания компания объявила в октябре 2021-го. Virgin Galactic сделала это раньше, чем ожидалось: ей пришлось отменить специальный рейс в интересах ВВС Италии из-за некоторых технических дефектов самолёта-носителя и космоплана. Колглазье рассчитывает, что период технического обслуживания закончится в третьем квартале этого года.

В то же самое время компания ведёт работу над своим новым космопланом – VSS Imagine, который был представлен в марте 2021-го. Сейчас он проходит подготовку к лётным испытаниям, которые должны стартовать в конце года. Коммерческие рейсы с его использованием компания планирует начать в первом квартале 2023-го.

Космоплан VSS Imagine будет способен взять на борт до шести пассажиров. Фото: Virgin Galactic

Virgin Galactic рассчитывает, что её текущий космоплан – VSS Unity – сможет летать раз в месяц, в то время как VSS Imagine – раз в две недели. Однако такой частоты полётов будет недостаточно для удовлетворения текущего спроса: сейчас у компании имеется 750 клиентов, забронировавших места на космопланах. Virgin Galactic надеется, что ситуацию удастся исправить с введением в строй космоплана Delta Class, который сможет совершать еженедельные рейсы за линию Кармана. Компания ожидает, что первый такой аппарат возьмёт людей на борт в 2026 году.

И без новостей от SpaceX мы вас, конечно же, не оставим. На своём сайте компания поделилась соображениями о своей спутниковой группировке Starlink. Это сделано ради того, чтобы оправдать свой подход к проектированию группировки второй версии. Напомним, что пока у SpaceX есть сложности с получением разрешения у Федеральной комиссии по связи (FCC) для более масштабной спутниковой системы.

Если тезисно пересказать весьма пространный и объёмный текст, то получается следующее.

SpaceX считает свои спутники очень надёжными за счёт шести основных составляющих: конструкции, серийного производства, тестирования каждого аппарата на очень низкой орбите, работе на низкой орбите, системе автоматического уклонения и предоставления информации о каждом спутнике государству одновременно с другими спутниковыми операторами.

В конструкции аппаратов компания применяет дорогие и увеличивающие массу материалы: всё ради гарантированного сгорания спутников при входе в атмосферу. Низкие орбиты выведения хоть и приносят неудачи, такие как, например, недавняя потеря спутников из-за солнечной вспышки, но позволяют избежать проблем для любых других космических аппаратов. Естественно, у спутников есть несколько степеней защиты от микрометеоритов. Например многослойные экраны Уиппла, улучшенная защита аккумуляторов и запрограммированные режимы отказа, снижающие вероятность образования космического мусора. Также SpaceX гордится своим опытом управляемого полёта спутника на малой высоте с высоким сопротивлением атмосферы. Чтобы научиться выполнять манёвры в таких условиях, компании пришлось вложить в разработку много сил и средств.

Спутник Starlink с развёрнутой и сложенной солнечной панелью. Изображение: SpaceX

Весьма основательным выглядит аргумент SpaceX о выборе рабочей орбиты ниже 600 километров. На такой высоте из-за трения об остаточную атмосферу неуправляемый сход спутника занимает не более 5-6 лет. По правилам Федеральной комиссии по связи расчёты ведутся исходя из стандартного срока в 25 лет. SpaceX предлагает пересмотреть этот стандарт для низкоорбитальных спутников.

При этом спутникам других операторов, работающих на высотах более 1000 километров, нужны сотни лет для естественного схода с орбиты. И, конечно, SpaceX похвасталась возможностью своих спутников складывать солнечную панель и ориентировать себя узкой стороной при прохождении рядом с каким-либо объектом ради для снижения вероятности столкновения от 4 до 10 раз. Посмотрим, сможет ли такая длинная и переполненная водой статья сподвигнуть FCC на пересмотр своих правил.

Прототипы космического корабля Starship. Источник: трансляция YouTube-канала NASASpaceFlight

В Бока-Чика на этой неделе мало что произошло. Сотрудники SpaceX собрали SN22 и перевезли его к другим прототипам, из которых летал только SN15. К орбитальному стартовому столу привезли ещё три горизонтальных бака для компонентов топлива. А неподалёку, из порта Браунсвилла плавучую платформу Deimos перевозят в порт Паскагула для модернизации. Её прибытие ожидается 6 марта.

Плавучая пусковая платформа Deimos. Фото: Jack Beyer | NASASpaceFlight

Поговорим о запусках. 19 февраля с территории Среднеатлантического регионального космопорта стартовала ракета Antares. Носитель запустил к Международной космической станции грузовой космический корабль Cygnus NG-17 компании Northrop Grumman. Он пристыковался к модулю МКС Unity 21 февраля при помощи роботизированного манипулятора Canadarm 2, которым управлял астронавт NASA Раджа Чари. Корабль доставил на станцию более трёх с половиной тонн груза, в том числе различное оборудование, эксперименты и принадлежности для экипажа.

Запись трансляции запуска грузового космического корабля Cygnus NG-17 к МКС. Видео: NASA

21 февраля состоялся очередной запуск спутников SpaceX Starlink. Ракета Falcon 9 отправила на орбиту партию из 46 аппаратов, стартовав с площадки SLC-40 базы Космических сил США на мысе Канаверал. Первая ступень носителя совершила посадку на плавучую платформу A Shortfall Of Gravitas в Атлантическом океане. Ранее эта ступень использовалась в десяти миссиях.

Запись трансляции запуска спутников Starlink 21 февраля. Видео: SpaceX

Ещё одна партия спутников Starlink отправилась на орбиту 25 февраля. На этот раз Falcon 9 запустила 50 аппаратов, стартовав с площадки SLC-4E базы Космических сил США «Ванденберг». Первая ступень ракеты совершила посадку на плавучую платформу Of Course I Still Love You в Тихом океане. Ранее эта ступень использовалась в трёх миссиях.

Запись трансляции запуска спутников Starlink 25 февраля. Видео: SpaceX

На нашем сайте была пара материалов, достойных прочтения. Один из участников редакции перевёл для вас статью из журнала Astronomy, из которой вы сможете больше узнать о том, как чёрные дыры поглощают звёзды. А пользователь Дмитро Д опубликовал перевод материала о Клайде Томбо – человеке, который открыл Плутон. Эта статья была написана 20 лет назад Аланом Стерном, руководителем миссии New Horizons, в рамках которой Плутона впервые достиг космический аппарат. Ссылки на статьи (как и ссылки на источники всех новостей нашего дайджеста) встроены в текст этого материала. Рекомендуем ознакомиться.

В Украине продолжается война. Если вы из России хотите помочь нашей команде финансово, можете сделать это на Патреоне или PayPal. В PayPal также есть возможность указать назначение платежа «против войны», собранные таким образом средства мы передаём на нужды госпиталей и спасение жизней.

Граждан Украины просим не присылать нам финансовую поддержку, а, если такая возможность есть, направить её на помощь армии, медикам и волонтёрам.

Мы выстоим. Слава Украине.

Войдите, чтобы видеть ещё 21 комментарий, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Занимательная Гвинн Шотвелл