Вода на Марсе? Опять?

Недавно появились новости, что учёные нашли на Марсе воду — снова! В этот раз целое озеро. Разбираемся, что и как.

Что случилось?

Итальянская команда учёных обнаружила возможный водоём под южной полярной шапкой Марса. 25 июля в журнале Science была опубликована статья об этом исследовании: учёные проанализировали радарные данные европейского зонда Mars Express и пришли к выводу, что под полярными льдами Марса на глубине около 1.5 км может быть озеро жидкой воды.

Но ведь уже были новости, что на Марсе нашли воду. Что особенного в этот раз?

Верно, воду на Марсе уже находили - она содержится в виде льда полярных шапок, а также в виде ледяных отложений под поверхностью, в виде водяного пара в атмосфере. Однако в жидком виде воду пока не нашли. В 2015 году были обнаружены сезонные изменения тёмных полос на склонах кратеров, что объяснили ручьями солёной воды, но позднее эту гипотезу пересмотрели.

Так что находка учёных может оказаться первым убедительным свидетельством того, что на Марсе есть вода в жидком виде.

Но как под ледяной шапкой может быть жидкая вода?

Для этого вода должна быть очень солёной. На Марсе в качестве таких солёных примесей могут выступать перхлораты магния, кальция и натрия. К тому же температуру замерзания снижает давление верхних ледяных слоёв. На Земле есть примеры таких подлёдных озёр, например, в Антарктиде.
null

Откуда они знают, что нашли именно озеро?

Радарные снимки показали под слоем льда и грунтовых отложений яркую область с более высокой отражающей способностью. Учёные изучили полученные данные и исключили разные варианты - что это на самом деле отложения замёрзшего углекислого газа или просто водяной лёд, - и пришли к выводу, что усиление сигнала обусловлено подповерхностным водоёмом, поскольку такая модель лучше всего согласовывалась с данными.

Значит, это только предположение?

Да, это гипотеза. Другой аппарат на орбите Марса, зонд NASA Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), тоже взглянул своим радаром на область с предполагаемым озером. Но по его данным никаких подлёдных озёр не видно.

Возможно, дело в том, что радар у MRO работает в других частотах, и его сигнал рассеивается до того, как доходит до нужной глубины. Хотя команда инструмента считает, что солёный водоём дал бы сильный сигнал, а вот просто влажные отложения MRO мог бы не увидеть.

И что теперь?

Дальнейшие наблюдения Mars Express и MRO помогут выяснить, правда ли на Марсе есть жидкая вода. Если гипотеза подтвердится, значит, на Марсе могут быть и другие водоёмы!

Да и другие марсианские миссии помогут в исследованиях. В ноябре 2018 на Марс высадится посадочный модуль NASA InSight, одной из задач которого будет измерение испускаемого планетой тепла. Для этого InSight погрузит тепловой зонд на глубину около пяти метров. По данным, собранным таким образом, можно будет рассчитать, сколько тепла поднимается от недр Марса под южной полярной шапкой, из-за чего там может быть и больше талых озёр.

Будь с нами в социальных сетях:

Ирина Ларина

Переводит, пишет о предстоящих пусках (и не только!), шарит в ракетах и лучше всех мониторит зарубежные источники. Ира — это Ира.