Український космос: Змін не передбачається

Ночной режим:

Этот пост был взят с Facebook-страницы Андрея Колесника, отлично описывающего украинские космические реалии. Перевод текста на русский язык в комментариях опубликовал Андрей Марков, за что ему огромное спасибо.

На вимогу законодавства про державну службу відбувся Публічний звіт Голови Державного космічного агентства за 2018 рік (письмовий текст можна знайти тут).

Це був перший за повноцінний рік на посаді Голови оскільки минулий звіт проходив тільки через півроку після призначення, текст якого доступний тут.

Під час нинішнього були оголошені тези, які транслювались інтернет-виданням Цензор.нет

1) Российские комплектующие для украинских ракет
3) Новые аппараты для украинской системы спутниковой связи
4) Возможность создания космодрома для малых и среднемалых ракет в Украине
5) В 2018 году предприятия космической отрасли Украины экспортировали продукции более чем на $100 млн

Після ознайомлення зі всім представленим обсягом інформації дозвольте зупинитись на окремих висновках:

1. На законодавчому рівні на противагу сучасним світовим тенденціям, прикриваючись нібито світовою практикою та порадами європейських експертів, продовжувались спроби повернення ліцензування космічної діяльності, а також запровадження державного регулювання у сферах Дистанційного зондування Землі та супутникової навігації.

2. На програмному рівні 2018 рік фінансувався з порушенням українського космічного законодавства: попередня програма (2013-2017) закінчилась, тоді як наступна (2018-2022) так й не була прийнята. Таким чином, контроль за ефективним витрачанням бюджетних коштів за 2018 рік не може бути застосований, наприклад спираючись на оцінку досягнення програмних цілей.

3. Основні завдання, якими уповноважено займатись ДКА, згідно з Положенням про нього так й не виконувались протягом 2018 року (див. п.3).

Мова йде насамперед, про «забезпечення формування і реалізація державної політики у сфері космічної діяльності» (п.3.1) – Від необхідності в Україні мати Державну космічну політику відмахуються як від набридлих мух, а те що реалізується ніяк не можна пов’язати з тим чого в природі не існує.

А також про «надання підтримки в підготовці та реалізація міжнародних проектів у сфері дослідження та використання космічного простору» (п.3.2) — На рівні держави вже багато років відсутні СПІЛЬНІ проекти зі спільним фінансуванням з іншими країнами світу. Закінчилась безрезультатно друга (десятирічна) Рамкова угода зі США, яку так й нічим не наповнювали, а також не намагались навіть спромогтись подовжити.

4. Основні види космічної діяльності, які перелічені в Законі України «Про космічну діяльність», продовжують залишатись дискримінованими або їх тлумачення зовсім інше ніж у світовій практиці.

Так, безпосередньо наукові космічні дослідження у 2018 році не фінансувались взагалі (до речі, як його не було у 2017, так й не передбачається у 2019).

Поняття «створення та застосування космічної техніки» у нас вже давно втратило той сенс, який в нього вкладає світова космічна спільнота – «for RESEARCH PURPOSES». Заради справедливості можна все ж сказати про якусь частку — 10,6% від фінансування Програми.

А щодо «використання космічного простору» взагалі одна лише цифра, там де можна її порахувати, вказує на ту прірву, яка нас розділяє від іншого космічного світу.
Наші майже 100% державні проти 18% державних і 82% приватних коштів, які у цю сферу вкладається «за бугром» (вибачте за радянський жаргон, який наразі такий доречний).  При цьому наше Державне космічне агентство поводиться нібито очолює холдингову компанію на кшталт «Укрборонпрому», а не є центральним органом виконавчої влади.

5. Вже декілька років у нашій державній владі основним критерієм ефективної роботи є підняття по сходинкам у різноманітних світових рейтингах (про що щорічно рапортують).

У сфері космічної діяльності України такого взагалі не існує. Не через те, що такі підсумкові таблички відсутні у світі – зовсім ні – а тому що там сліди нашої держави й годі шукати (їх там немає — на відміну від колишніх сусідів по совковій комунальній квартирі – Білорусі чи Азербайджану, або по соціалістичному поверху – В’єтнаму).

Наші космічні чиновники продовжують вперто вважати, що основним критерієм космічної діяльності держави мають бути не успіхи у дослідженні та використанні космічного простору по напрямкам – а рівень відрахування державними підприємствами коштів до бюджетів усіх рівнів та державних цільових фондів.

Головний Висновок:

Космічна Україна продовжує політику самоізоляції що стосується міжнародної співпраці на рівні держав (мабуть, потрібно все ж таки припиняти витрачати бюджетні кошти на «космічний туризм» вітчизняних очільників космосу), тоді як її зусилля зосереджуються на обслуговування державних підприємств, яке, у певній мірі, вважається більш важливим ніж довгострокові інтереси держави.

Читайте більше на Facebook-сторінці автора.

Petr Marushevsky
Petr Marushevsky

Чрезмерным скепсисом завуалирована суть. Понятно, что все плохо. Непонятно почему. И что делать.

Роман Дон

В точку. Уважаю своего шефа за «я понимаю, что плохо- но предложите лучше и мы попробуем»

Алексей Ганшин

Вам не понятно почему? Потому что религиозная срань стала важнее науки. Как можно выделять деньги на Космос зная, что там где-то Бог висит. А вдруг ракета его протаранит? Зачем решать проблемы человечества, если на всё воля Божья? Извините за жаргон,, но это финиш, ребята. Вы бы ещё начали Великий Пост отмечать на ресурсе о космонавтике. Приехали. В общем всё понятно.
Люди ракеты с грузовиков уже запускают. Новая Зеландия — маленькая страна но тем не менее вон как часто уже делают космические ракеты. В наше время уже не надо огромные ресурсы для постройки ракет. Надо мозги, а в нашей стране мозги не ценятся.

Алексей Ганшин

Всё печально у нас. Если главное достижение «презика» это «томос», то о чём вообще можно говорить? Все кто занят в космической отрасли в Украине валят отсюда, если хотят ею заниматься и дальше. У нас остались только классные преподаватели космических специальностей в Киеве и Харькове. Но любой разумный человек, закончив ВУЗ валит отсюда. Не будет тут космоса в ближайшие лет 20.

Роман Дон

Offtop: Томос для Украины значение тысячелетнего масштаба, только с Вашего «кресла в зале» этого не видать. Или Вы считаете, через месяц от «Крещения Руси» все жители той Киевской Руси понимали масштаб и значение этого события?

По теме: Я из Днепра, и точно знаю, что разворовывать ЮМЗ начал ещё Кучма, в умопомрочительных масштабах. И за 5 лет не один «празик» не сможет не чего восстановить. Есть надежда только на частные компании.

Алексей Ганшин

Первый полёт в Космос — значение тысячелетнего масштаба, Высадка на Луне — значение тысячелетнего масштаба. Но то, что вы написали про Украину….В общем каждому своё. И видать с вашего места в храме вам виднее. В общем понятно, почему в этой стране науки не будет.

Роман Дон

Вы читаете, то что хотите прочитать, а не то что написано. «Для Украины событие тысячелетнего масштаба»

Алексей Ганшин

Понятия «тысячелетнего масштаба» и «Украина» как-то плохо совмещаются.

Алексей Ганшин

В Украине единственное рентабельное дело это добіча ресурсов (или аграрноій бизнес). При нынешней системе налогообложения производство в небольших масштабах невозможно. Это без учёта привычки тырить всё, до чего дотягиваются руки. Надо быть религиозным фанатом, чтбы пытаться организовать ракетный бизнес в Украине.

Evgeny aka JekaM
Evgeny aka JekaM

Тем временем частная компания Firefly Aerospace провела испытания двигателя для ракеты-носителя Firefly Alpha.

Краткая справка:
Firefly Aerospace (ранее — Firefly Space Systems) — частная аэрокосмическая компания, основанная в Остине (Техас, США). Выкуплена украинским предпринимателем Максимом Поляковым. 17 мая 2018 года компания Firefly Aerospace открыла в Днепре (Украина) научно-исследовательский центр. Центр оборудован самым большим промышленным 3D-принтером в Украине, предназначенным для высококачественной печати металлом. Также у компании есть офисы в Вашингтоне и Токио.

Firefly Alpha:
Кислородно-керосиновая ракета Firefly Alpha должна выводить до 1000 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 600 кг на солнечно-синхронную орбиту. В конструкции ракеты используются композитные материалы — в том числе, углеродное волокно. Для упрощения конструкции двигателя используется технология вытеснения, при которой сжатый газ вытесняет горючее и окислитель из баков, позволяя обойтись без турбонасоса. Дополнительным новшеством ракеты является использование клиновоздушного ракетного двигателя, который увеличивает её эффективность.Первый пуск ракеты запланирован на 2019 год, а заявленная стоимость одного пуска составляет 15 млн $.

Алексей Ганшин

Спецы у нас пока есть. Если не отожмут компанию и не задавят налогами то..в общем желаю им удачи!

Andrey Derkach

Дякуємо за статтю. Нажаль все що ми можемо зробити — це очікувати змін в законодавстві та приваблення інвесторів.

Прошу прощения, что пользуюсь Гугл-переводчиком, но, возможно, кому-то из русскоговорящих тоже будет интересно прочесть эту статью. Попытался немного поправить очевидные ошибки робота, в силу своего понимания. Не владею украинским, соответственно, мои поправки могут вносить ещё больше ошибок. «Отнеситесь с пониманием». Итак: По требованию законодательства о государственной службе состоялся Публичный отчет Председателя Государственного космического агентства по 2018 (письменный текст можно найти здесь). Это был первый за полноценный год в должности Председателя, поскольку прошлый отчет проходил только через полгода после назначения, текст которого доступен здесь. Во время нынешнего были объявлены тезисы, которые транслировались интернет-изданием Цензор.нет 1) Российские комплектующие для украинских ракет 2) В 2018 году в Украине более 312 тонн твёрдого ракетного топлива ушло на утилизацию 3) Новые аппараты для украинской системы спутниковой связи 4) Возможность создания космодрома для малых и среднемалых ракет в Украине 5) В 2018 году предприятия космической отрасли Украины экспортировали продукции более чем на $ 100 млн После ознакомления со всем представленным объемом информации позвольте остановиться на отдельных выводах: 1. На законодательном уровне, в противовес современным мировым тенденциям, прикрываясь якобы мировой практикой и советами европейских экспертов, продолжались попытки… Подробнее »