ПопулярноеРедакцияСвежееЛучшее
Итоги года

Телескоп им. Джеймса Уэбба стал на шаг ближе к стартовой площадке

Космический телескоп NASA им. Джеймса Уэбба успешно прошел ещё одну серию критических испытаний на своём пути к стартовой площадке. В ходе недавних испытаний на акустическую и синусоидальную вибрацию технические специалисты и инженеры подвергли космический аппарат Уэбба воздействию динамических механических условий окружающей среды, чтобы гарантировать, что он выдержит трудности запуска на ракете.

Во время старта ракета производит чрезвычайно мощные вибрации и звуковые волны, которые отражаются от земли и соседних строений и воздействуют на ракету, пока та взлетает. Техники и инженеры стремятся защитить телескоп от этого интенсивного воздействия. Чтобы смоделировать такие условия, компоненты аппарата преднамеренно подвергают сериям продолжительных испытаний для выявления возможных проблем на земле. Уэбб бомбардировали мощными звуковыми волнами от массивных колонок, а затем поместили на электродинамический вибрационный стол, где его подвергли сильным вибрациям. Вместе эти тесты имитируют диапазон экстремальных сотрясений, которые испытывают космические корабли при выведении на ракете в космос.

«Вибрации при запуске Уэбба будут похожи на те, которые испытал бы космический самолёт в условиях сильной турбулентности, — рассказывает Пол Гейтнер, заместитель руководителя проекта телескопа им. Джеймса Уэбба в Центре космических полетов имени Годдарда NASA. — А его акустическая среда во время запуска испытает примерно в 10 раз больше звукового давления: в 100 раз интенсивнее и в четыре раза громче, чем рок-концерт».

Объектом этого последнего испытания была одна из составляющих Уэбба — космический аппарат. Он состоит из платформы — каркаса, на котором обсерватория летает в космосе; и солнцезащитного козырька размером с теннисный корт — он будет поддерживать чувствительную оптику и приборы Уэбба при требуемой сверх-холодной рабочей температуре. Northrop Grumman, главный подрядчик NASA в проекте Уэбба, спроектировал и изготовил космический аппарат и провёл испытания на своих объектах при поддержке и руководстве NASA. В течение последних нескольких месяцев инженеры и технические специалисты Northrop Grumman и NASA неустанно работали как одна команда, чтобы выполнить эти сложные динамические механические испытания.

Космический аппарат телескопа непосредственно перед транспортировкой на акустические и вибрационные испытаний в Northrop Grumman в Редондо-Бич, штат Калифорния. (Credits: NASA GSFC/Chris Gunn)

Первая попытка акустических испытаний прошлой весной выявила проблему с солнцезащитным экраном, на устранение которой ушло несколько месяцев. Впоследствии акустический тест провели повторно и на этот раз всё прошло успешно. После завершения акустических испытаний космический аппарата поместили в передвижную чистую комнату и доставили в другой центр для вибрационных испытаний. Там аппарат подвергся ударам и сотрясениям, которые возникают на ракете во время полёта через атмосферу с большой скоростью. Профиль полета и характеристики ракеты Ariane 5, которая выведет Уэбба в космос в начале 2021 года, хорошо известны. Поэтому испытания были подготовлены так, чтобы имитировать условия, которые, как ожидается, возникнут во время запуска.

После успешного завершения механических испытаний на воздействие окружающей среды космический аппарат готовят к термовакуумным испытаниям . Это ещё один серьёзный этап подготовки, который обеспечит надёжное функционирование электронных компонентов в суровых температурах и вакууме космоса. Другая половина Уэбба, состоящая из телескопа и научных приборов, завершила вибрационные, акустические и термовакуумные испытания в прошлом году. После окончания термовакуумных испытаний космический аппарат вернётся в гигантскую чистую комнату, где его собрали. Там будет проверено развёртывание аппарата из его собранной конфигурации для запуска в рабочий вид, что станет окончательным доказательством того, что все испытания пройдены. Затем две половины Уэбба — космический аппарат и телескоп — будут собраны в единую обсерваторию для финального раунда испытаний и осмотра перед запуском.

Уэбб станет ведущей космической научной обсерваторией всего мира. Он будет разгадывать тайны нашей Солнечной системы, заглядывать в далёкие миры вокруг других звезд и исследовать таинственные структуры и происхождение нашей вселенной и нашего места в ней. Уэбб— это международный проект, возглавляемый NASA с его партнерами, ESA и Канадским космическим агентством.

Для получения дополнительной информации посетите: https://www.nasa.gov/webb

Автор: Фаддей Цезарь (Thaddeus Cesari)
Центр космических полётов имени Годдарда NASA, Гринбелт, штат Мэриленд
Редактор: Rob Garner
Перевод: Google Translator под редакцией Николая Чубенко

Войдите, чтобы видеть ещё 13 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.