58 лет назад на борту «Спутник-2» на орбиту была запущена собака-испытатель

«Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака» — так писала The New York Times о дворняге Лайке, первой собаке в космосе.

Целью экспериментальных запусков животных было определить возможность пребывания живых существ в условиях ракетного полета. Исследования и подготовительные работы начались с 1948 года по инициативе академика Королёва. Перебирая варианты, объектом эксперимента выбрали собак, так как они лучше поддаются дрессировке. Было решено брать небольших (6-7 кг) собак из питомников, поскольку они более выносливы, в отличие от породистых собратьев.

Одной из таких собак и стала Лайка, на момент полета, которой было около двух лет. После длительных тренировок, ее отобрали из 10 других претендентов. Перед полетом собаке вживили датчики дыхания и пульса для получения данных о ее состоянии.

«Спутник-2» имел несколько отсеков: для научной аппаратуры, радиопередатчика, системы телеметрии, программного модуля, системы регенерации и контроля температуры кабины. В отдельном отсеке находилась и Лайка. Специальный комбинезон, в который она была одета, крепился тросами к кабине, удерживая ее в устойчивом положении. Длина тросов позволяла двигаться и лежать.

К сожалению, в то время не умели возвращать на Землю космические аппараты, и все, готовящие собаку ученые знали, что она не вернется. Планировалось, что при нормальном полёте Лайка с запасом пищи и воды проживет семь дней, но судьба распорядилась иначе. Телеметрия показала, как после перегрузок, уже в невесомости, пульс собаки стабилизировался. В течении 4 витков  вокруг Земли, она была жива. Однако, после 6-7 часов полета физиологические данные уже не передавались. Скорее всего, собачка умерла от перегрева. Сам же корабль, после этого совершил 2370 витков по орбите вокруг Земли, сгорев в апреле 1958 года.

Каким бы грустным ни был исход, результат полета показал, что организм живого существа может переносить напряжение во время запуска на орбиту и находиться в условиях невесомости. И этому грандиозному прорыву в космонавтике мы обязаны храброй и выносливой четвероногой путешественнице.

Источник: wikimapia.org