Почему у SpaceX и FAA возник конфликт

klod_ua

SpaceXКолонки
4020

Я сейчас не хочу говорить о деталях. Их нет, и не факт, что нам их озвучат. А в целом.

Хочу обратить внимание на твитт Маска

А что Маск хотел? У нас есть массовый рынок запусков многоразовых ракет? Кроме него, почти никто не чешется. Да, Blue Origin что-то делают… но, за 5 лет SpaceX запустили половину своих ракет на б/у первых ступенях. До этого были Space Shuttle, но там отдельная программа была в рамках страны. А это рынок частников – нечего там регулировать, ведь нет участников.

В за последние 3 дня обсуждений появилась интересная аналогия. Текущие ракеты – это лопаты. Разного вида. При этом, у каждой лопаты есть свои особенности. Но, в целом, это лопата. Да, новейшие технологии по улучшению лопаты дошли до того, что черенок у кого-то из углепластика. Да, лёгкая ручка, удобная. Но, одноразовая. 1 раз копнул – и выкинул. Крутые инженера SpaceX придумали, как этот черенок не выбрасывать каждый раз, обходятся бережно при каждом действии. Полотно же лопаты – крутое, уже из титана, с алмазным напылением, но 1 раз использовали – и в утиль. Все крутые наработки – это все лопаты и не более.

Но у Илона Маска другие запросы. Он хочет крутую лопату… многие подумали, что он будет далее развивать тему, добавит моторчик и эта лопата будет чуть реже ломаться. Но, не тут-то было. Маск хочет экскаватор, ибо, как он сказал выше, – на Марс по-другому не полететь.

В связи с этим возникает вопрос. Вся отрасль космических лопаток регулируется в рамках лопат. Зачем регулятору думать о том, как регулировать полёты космолётов в соседние галактики? Это же научная фантастика. Кто оплатит такие фантазии? Вот никто и не платит, регулятор есть для работы с лопатами и как их делать. И это логично. А тут на стол Маск приносит чертежи – мне нужен экскаватор и я его буду делать. Но FAA обязаны регулировать такой вид деятельности, но у них методичка для лопат, а не для экскаватора.

Так что, пристегните ремни, конфликт Маска с регуляторами не первый и не последний. Ну, еще нужно понимать, что может случиться так, что Илону скажут – делай в рамках текущих методичек или мы тебя закрываем. Да, есть шанс на то, что методички будут переписываться, но я бы не ждал на быстрый результат.

83 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Січ 31, 2021 13:42

Начнут чесаться, когда Маск бросит Бока Чика и начнет переводить свои запуски в Индонезию.

Січ 31, 2021 23:45

Тоже так думаю… Маск проживёт, а вот американские власти – нет… Потом начнут “вопить”, как сейчас вопят, что “отстают” по ИИ от Китая. Сразу на заседании Конгресса выделили 10 млрд. на развитие ИИ. Правда выделили эту сумму на 10 лет. Поздно. Китай такие суммы выделяет на месяц.

Лют 01, 2021 11:49

Китай такие суммы выделяет на месяц.Да ладно, $10 млрд в месяц? Пруф?

Січ 31, 2021 13:44

Есть замечания по поводу пересмотра методичек:

  1. Жалуется не только Маск. Отмечено недовольное бурчание со стороны Blue Origin и даже ULA.

  2. Регулятор уже пересмотрел свои процедуры, новый порядок введут в 1м квартале 2021г.

Все это, конечно, никак не отменяет и мое удивление. За Илоном нашим такое поведение водится, вспомним хотя бы конфликт с комиссией по ценным бумагам по поводу выкупа Tesla.

Січ 31, 2021 13:50

Ну, а что поделать? Человек с плюсами и минусами. Это не робот, что если есть то, что не нравится – отключил.

Лют 01, 2021 15:33

ну какое поведение?
и УЛА и ориджин затягивание сроков на руку.
они получат запас времени.
Для Маска это убивает набранный ритм.

По поводу выкупа акций… его обвинили что он этим играет на повышение, без оснований.
Давайте глянем суммы в которые он оценивал акции чтоб выкупить и подумаем кто был тогда прав.
Шортисты, бюрократы или Маск.

Лют 01, 2021 22:54

Попытка Маска вынести спор с FAA на публику была непродуманной, так же как твит про выкуп акций Теста.

А сравнение с авиационным подразделением вообще мимо кассы, особенно после истории с сертификацией Боинга. Так он только еще больше тамошних бюрократов напугает.

Січ 31, 2021 13:52

>Илону скажу – делай в рамках текущих методичек или мы тебя закрываем

та поборет он их, у Маска нынче политического веса больше чем у Камалы Харрис, все ему разрешат

Січ 31, 2021 13:55

Как знать. Но, да, не в первый раз.

Січ 31, 2021 14:08

все это политика, уверен, будь такое в октябре, то Трамп бы демонстративно уволил бы директора ФАА с формулировкой — “бюрократия не должна мешать делать Америку великой!”

Січ 31, 2021 14:42

Контент видалено за запитом автора

Именно поэтому ФАА морозился с выдачей на эксплуатацию 737 Макс. Хотя там и Трамп отличился.

Січ 31, 2021 23:47

Да уж нет. Для “леваков-коммунистов”, которые сейчас у власти в США, на все эти мнения “буржуев” – наплевать…

Лют 01, 2021 23:19

Где вы там коммунистов нашли? Их сейчас даже в России, на родине коммунизма, нет уж давно.

Січ 31, 2021 14:40

Илон прав на 100процентов! Нельзя регулировать неизведанное.Процесс познания отрегулировать не получится.Почему он чудак,когда пишет, что структура FAA,хорошая для авиации – не годится для космоса?

Січ 31, 2021 15:26

Однако же, регулятор должен быть, но, он должен адекватно реагировать на потребности, которые возникают.

Січ 31, 2021 16:12

Не претендую на истину в последней инстанции. Просто хочу поделиться своими наблюдениями.

В постсоветском пространстве сложилось невероятно предвзятое отношение к бюрократии, поскольку она всегда являлась замечательным “регулирующим” инструментом для разного рода корумпированных чиновников. “Не подмажешь – не поедешь”, – неписаный закон, известный каждому из нас. Однако в Америке такие прямолинейные коррупционные схемы не работают, иначе чиновник быстро окажется за решеткой. Бюрократия на западе имеет другую природу: никто не хочет оказаться крайним, ежели что-то пойдет не так. Затаскают по судебным разбирательствам, даже если ты “просто случайно проходил мимо”. Для меня в этой ситуации абсолютно ясно: SpaceX чего-то там нарушила при испытаниях SN8, поэтому чиновники теперь “качают права”. Я полностью на стороне Маска и также, как и миллионы других фанатов с нетерпением жду летных испытаний очередного прототипа. Но, если бы Маск был прав, мы бы уже видели иски его адвокатов, кастельно незаконных действий FFA. Как тут уже писали, очень скоро в силу вступят новые упрощенные правила. А пока нужно играть по старым. Собственно, этим и сильна нормально функционирующая демократия.

Січ 31, 2021 16:22

Великолепно сформулировано! Подписываюсь под каждым словом.

Січ 31, 2021 16:52

Но, если бы Маск был прав, мы бы уже видели иски его адвокатов, кастельно незаконных действий FFA.Вопрос рассматривается сегодня в международной комиссии по космическим исследованиям ( при IAF) – это потому что возник спор СпейЭкс и ФАА.

Січ 31, 2021 23:59

Действия регуляторов только “выглядят” правильными, но часто это просто популистская бравада. Они, как и все “регуляторы”, хотят выглядеть “знающими” толк в деле людьми. Типа “не хрен тут едим”… И легче всего эту “значимость” показывать запретами. Чётко работает такая система. Никто в обществе не обвинит их “в отсутствии заботы о людях”… Характерен случай в США когда регуляторы не дают попробовать новые противораковые средства, разрабатываемые компаниями, но не до конца ещё законченные испытания. Там лежат безнадёжно смертельно больные, которым жить осталось пару месяцев, и которые все дают согласие чтобы на них попробовали эти лекарства, как последний шанс спасти жизнь. И все родственники согласны, но… Чиновники говорят что они “заботятся” о жизни этого умирающего и не разрешают попробовать на них эти новые “не проверенные” лекарства. Так они убивают их….. “с чувством выполненного долга”….

Лют 01, 2021 15:36

ну что они там могли нарушить?
это ж прототипы.
тут или перестраховываются или на конкурентов работают.
скорее первое.
просто до Маска такое никто не делал. Испытывали более менее готовое, не так часто и то была национальная программа государственной важности.
А тут какой-то выскочка.

Січ 31, 2021 14:59

Christian Davenport приводит позицию FAA по этому поводу:
https://twitter.com/wapodavenport/status/1355271043817099271?s=19

NEW: From @FAANews re SN9: Says it is continuing to work with SpaceX on modifications to license. “While we recognize the impSponsored
Christian Davenportortance of moving quickly to foster growth and innovation in commercial space, the FAA will not compromise its responsibility to protect public safety.”

“We will approve the modification only after we are satisfied that SpaceX has taken the necessary steps to comply with regulatory requirements.”

+его статья в WP:
https://www.washingtonpost.com/technology/2021/01/28/elon-musk-spacex-starship-faa/#click=https://t.co/UZIHZpvC3K

“Как же так!”- недоумевает публика: – “SN8 нормативным правилам соответствовал, а SN9 уже нет?! А Falcon 9 разве как-то по другому учили летать? Что поменялось?”.
А поменялась в США власть, а новая метла по-новому ментёт. У Демократов давно на Маска был заточен зуб за его латентное ковид-дисседентство и косвенную поддержку Трампа в вопросе продолжения работы во время пандемии производственных предприятий. Кому же, благодаря SpaceX, Трамп мог козырнуть во время выборов тем, что вернул США в космос. Сейчас верхушка демократической партии взбудоражена штурмом Капитолия толпой требовавших расправы над высокопоставленными представителями власти (Майком Пенсом и Нэнси Пелоси), в ходе расследования которого обнаружились две заранее заложенные бомбы, фургон с коктейлями Молотова и участие организованных групп из бывших полицейских и военных, поэтому уничтожают всю базу поддержки бывшего президента, включая мышей и случайных прохожих. К тому же, крупные спонсоры дем. партии – рукожопые коррупционеры объединенные под вывеской корпорации Боинг из-за Маска стали недоедать. Особенно остро для них встал вопрос участия в программах освоения Луны за государственный счёт, так как Starship по всем параметрам является “убийцей” SLS, и в NASA при Брайденстайне даже рассматривался вариант замены SLS на Falcon Heavy в некоторых миссиях Артемиды. Вот и возможность подвернулась использовать гангстерские методы, когда у власти “свои”.

“In retrospect, it was inevitable”, – написал Маск вспомнивший как банкиры заставили его продать PayPal и довольствоваться скромной жизнью миллиардера,а не отталкивать взрослых дядей от корыта. “В конкуренцию захотел поиграть молокосос, головы отращивать умеет!” – скорее всего говорили они ему.

Вроде Илон состоялся и как руководитель, и как инженер, и как бизнесмен, но для мышекратии своим он так и не стал: деньгам не поклоняется, старается быть честным, дворцов не строит, не пиарится, работает как вол, мыслит глобально, ну и этот его “Марс”- дурь какая-то…

Січ 31, 2021 15:25

Преувеличиваете. Маск начал деятельность при Буше, при Обаме COTS помогла ему вырулить из кризиса и Спейсы достигли хороших высот. При Трампе он … хотел работать, но потом вышел из состава советников, и очень быстро. Пока что, не готов рассматривать политическое влияние на FAA.

Січ 31, 2021 15:53

Тогда чем вы объясните, почему раньше регулятор довольствовался объяснением, что экскаватор -это та же лопата, но только очень большая и тяжёлая, поэтому для неё нужен тягачь на гусеницах, а буквально недавно протёр очки углядел, что “это другое”?

Січ 31, 2021 15:24

Klod, Вы читали правила FAA для ракет ?

Січ 31, 2021 15:31

Нет.

Січ 31, 2021 15:37

Эмоции, изложенные в посте разделяю, но без анализа правил FAA это только эмоции.

Січ 31, 2021 17:10

не уверен – вы рассматриваете FAA как мента с дубиной, стоящего на страже старых устоев. На самом деле FAA это регулятор в основной функцией которого является обеспечение безопасности и стандартов качества в отрасли. Соответственно – им создан набор стандартов которым должны следовать компании, в данном случае получается, что одна компания выходит за рамки этих стандартов – это лишь повод эти стандарты поменять. Сама FAA заявила, что будут работать с SpaceX для того что бы решить проблемы с лизензией – никто SpaceX не гнобит, не гнобил и не будет гнибить.

Січ 31, 2021 17:13

К FAA сейчас накопилось уже дофигища вопросов, относительно их ну ооочень мягкого отношения к Боингу…

Січ 31, 2021 17:26

я не знаком с нарушением Боингом правил FAA (без иронии) можно подробнее, если не считаете это офтопиком?

Січ 31, 2021 17:17

Вообще-то они как раз стоят с дубинкой, чтобы никто не вышел за рамки. Я не говорил о гнобить, а о том, что рамки сейчас узкие для планов SpaceX.

Січ 31, 2021 17:19

для планов SpaceX “целого мира мало” 🙂 Разберутся- в FAA не упыри сидят, да и юристы Маска не хипстеры из барбершопа.

Січ 31, 2021 18:29

Контент видалено за запитом автора

Січ 31, 2021 17:14

Мне интересно что будет FAA если Маску предложит другая страна более удобные условия запуска, например Мексика. Вот это будет поворот.

Січ 31, 2021 17:16

Маск не в праве переехать в Мексику с оборудование и техникой.

Лют 01, 2021 00:06

Почему не вправе?

Лют 02, 2021 00:22

Производство Рапторов наверное можно и заново создать, а другого специфически ракетного оборудования у Маска для Старшипов сейчас практически нет

Січ 31, 2021 21:41

“При Трампе такого не было”(с).
Может конечно это совпадение, но раньше разрешения на полёты выдавали быстренько, я ещё сам удивлялся, а как только администрация поменялась, недели не прошло, тут же начались у Спейсов проблемы с такими же разрешениями. Я все больше укрепляюсь в мысли что мастодонты БоНоЛо денег занесли куда надо. Так что нет, это не совпадение.

Січ 31, 2021 21:56

Контент видалено за запитом автора

Січ 31, 2021 22:13

Хм, а в чем проблема его оплатить? Там меньше 100 грн в месяц он стоит.

Лют 01, 2021 23:16

Но FAA обязаны регулировать такой вид деятельности, но у них методичка для лопат, а не для экскаватора.Ниче, квалификации FAA хватит, чтобы проконтролировать, чтобы у экскаватороа ковш был сделан из правильного металла..
Cмотреть с 12:30: https://youtu.be/v2j6c5C4yE0?t=763
Силуминовые рычаги и тяги – это, конечно, мощно, я на секундочку представил, что я НА ЭТОМ поехал в Одесскую область, и ужаснулся.

Лют 01, 2021 23:27

Ниче, квалификации FAA хватит, чтобы проконтролировать, чтобы у экскаватороа ковш был сделан из правильного металла..Правильно, есть линейка, как регулировать ковш. А всё остальное?
Cмотреть с 12:30: https://youtu.be/v2j6c5C4yE0?t=763Смотреть полностью.
Силуминовые рычаги и тяги — это, конечно, мощно, я на секундочку представил, что я НА ЭТОМ поехал в Одесскую область, и ужаснулся.Я вообще не представляю зачем на таких машинах ездить по таким дорогам.

Лют 03, 2021 19:59

Правильно, есть линейка, как регулировать ковш. А всё остальное?Хороший, плохой, но регулятор обязательно нужен, потому как любого, даже самого гениального ученого/инженера/бизнесмена в порыве творчества может занести не в ту сторону.
И если бы в отрасли не было регулятора в виде NASA, куда бы залетел “Боинг” со своим “Старлайнером”?
А что касаемо обсуждаемой проблемы, то, насколько мне известно, кроме возмущений тов. И. Маска в соцетях никакой внятной информации нету.
Смотреть полностью.О, Давидыч! Спасибо за ссылку, обязательно гляну. Кстати, за GL знаю только то, что у него баллоны пневмоподвески в наших условиях ходят не долго, из-за соли, которой посыпают зимой дороги. У меня кум на своей GL’ке раз в год стабильно меняет, как минимум одну, и жутко по этому поводу матерится.
Я вообще не представляю зачем на таких машинах ездить по таким дорогам.“Tesla Model Y”- специализированный суперкар для “Нюрбуринга”, или “семейный”, млин, “кроссовер”, Карл?
Мой “Форд”, кстати, те дороги выдержал, и не один раз. Колесо, правда, в первую поездку убилось, но не более, рычаги с тех пор 8-й год ходят. И это гражданская “пузотерка”, ни разу даже не кроссовер.

Лют 07, 2021 14:54

Мне и самому пришлось много лет поработать бюрократом и я эту систему знаю до “запасного колеса”. Если напишу о своём опыте книгу, то её жанр будет не роман, а трагикомедия. Бюрократия это система, которая может очень маленькими затратами ускорить технический, культурный и социальный прогресс, но нет более пострадавших от бюрократии, чем сама бюрократия….