PopularEditorialNewBest

Земные минералы могут подтвердить существование воды на Марсе

В закладки

Ученые из Университета Пенсильвании утверждают, что минералы из глубин Земли помогут нам найти воду на Марсе.

Гематит — широко распространённый в природе минерал, который издавна использовали в искусстве, а позже — и в промышленности. Теперь же профессор Питер Хини и докторантка Си Афина Чен обнаружили, что внутри него может содержаться вода.

Чен проводила эксперимент по искусственной кристаллизации гематита и в результате получила соединение со значительно пониженным содержанием железа, о чем сообщила профессору. Как оказалось, этот минерал под названием «Гидрогематит» ещё в 19-м веке открыли учёные Рудольф Герман и Август Брайтхаупт, однако подробно изучить свои находки им мешали технологии того времени.

Хини и Чен исследовали химический состав своего образца, а также тех, что были описаны Германом и Брайтхауптом. Они нашли, что в каждом из них место части атомов железа занимает гидроксильная группа OH — это значит, что внутри действительно содержится небольшое количество воды (от 3.6% до 10% массы образца).

Синеватые «шарики» на этом фото, снятом Opportunity неподалёку от места посадки — гематит.
Credit: NASA/JPL/Cornell University

Часто мы находим гематит и на Марсе — вернее, находил и документировал его марсоход Opportunity. К сожалению, необходимыми инструментами для определения процента железа в образованиях, названных в NASA «черникой», ни этот ровер, ни Curiosity или Perseverance не оборудованы, так что мы не знаем, есть ли внутри заветная вода.

«На Земле такие сферические структуры состоят из гидрогематита, — говорит Хини, — так что логично предположить, что ярко-красные камни на поверхности Марса — тоже он». Стоит отметить, что «сухой» гематит в основном синеватого цвета, а его водосодержащий собрат — более красный.

Целью эксперимента Чен было определить природные условия, в которых из окисей железа образуется гематит. Она узнала, что при температурах ниже 149°C в очень влажных щелочных средах гидрогематит может выпасть осадком: «Большая часть поверхности Марса, похоже, раньше была очень влажной, и из воды осадком выпадали окиси железа — объясняет Хини. — Однако существование гидрогематита на Марсе пока что не более чем гипотеза».

Работа команды была опубликована в журнале Geology.

Источники: Space.com, Penn State University

Войдите, чтобы видеть ещё 3 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Исключительный Дарт Мол

А в оригинальной статье температура меньше 200⁰С. Откуда взялись 149⁰С?