PopularEditorialNewBest

История метеорита ALH84001

В закладки

Перед прочтением ̶с̶ж̶е̶ч̶ь̶ рекомендую просмотреть ролик уже опубликованный на сайте.

Это произошло 27 декабря 1984 года, и это был обычный летний денёк для этого региона Антарктиды — без резких порывов ветра и температурой примерно -20°C. Большое количество льда образовало здесь обширную плоскую равнину, сверкающую на солнце и слегка окрашенную в голубой цвет.

Геолог Роберта Скор и ее коллеги провели утро, патрулируя район на снегоходах примерно в 30 метрах друг от друга. Работа оказалась достаточно рутинной и однообразной, что могло сказаться на эффективности выезда, и поэтому незадолго до полудня руководитель группы Джон Шутт объявил перерыв, и группа направилась к ближайшему откосу, окруженному ледяными вершинами. Насладившись видом с вершины хребта, исследователи вернулись к работе, стараясь избегать огромных трещин на поверхности льда и продуваемых всеми ветрами снежных нагромождений. Вот тогда Скор и увидела его: тёмно-зеленое пятно на фоне ярко-синего льда. Она остановила снегоход и замахала руками, чтобы предупредить остальных. Здесь, на этом древнем нетронутом участке, было то, что они искали: небольшой посланец из глубин космоса.

Метеориты падали всегда и везде, но обнаружить их в горах или лесах трудно, кроме тех случаев, когда наблюдают падение или рассеяние фрагментов метеоритного дождя и можно указать участок поиска. Однако на Земле существуют места, где метеориты найти легче. В Антарктиде метеориты стали находить с самого начала изучения этого континента. Первый метеорит был найден в 1912 году, еще несколько — в 1960-х, но поворотное событие случилось в 1969 году, когда японские ученые обнаружили сразу девять метеоритов на площади 3 км2. Самым удивительным оказалось то, что эти метеориты представляли пять разных типов. Далее последовали успешные японские и американские антарктические экспедиции по сбору метеоритного вещества, в результате которых было получено более 40 000 образцов.

С чем же связано такое богатство Антарктиды? Прежде всего, темные метеориты хорошо видны на белой поверхности, а холодный сухой климат позволяет им хорошо сохраниться. Кроме того, в некоторых местах они могут и концентрироваться. Метеориты выпадают на поверхность и с течением времени оказываются погребенными в мощном слое снега и льда. Если ледник начинает двигаться к краю материка в более теплую область и встречает на своем пути преграду, затрудняющую его дальнейшее продвижение, например горный хребет, то, остановившись, лед сублимирует и на поверхности ледника остаются метеориты, которые можно собирать.

«Камни небесные» с Луны и Марса, Светлана Ивановна Демидова

Статистика находок непарных марсианских метеоритов

Метеорит, обозначенный как ALH84001, был первоначально классифицирован как ничем не примечательный кусок астероида и отправлен в лабораторию. Но десять лет спустя он стал мировой сенсацией и имя его стало нарицательным. В 1993-м году исследователи поняли, что ALH84001 на самом деле попал к нам с Красной планеты и образовался из вулканической лавы более 4-х миллиардов лет назад — это открытие сделало его невероятно древним, почти таким же старым, как сама Солнечная система.

Несмотря на то что он сразу же был определен как аномальный, камень поместили в холодное хранилище в Космическом центре имени Джонсона NASA и более или менее забыли о нем. Там он оставался до 1993 года, когда его образец был по ошибке доставлен исследователю метеоритов Дэвиду Митлфельдту, который заказал для экспертизы другой камень как часть его программы изучения диогенитов. Митлфельдт увидел в породе вкрапления карбонатов и понял, что ALH84001 не был обычным метеоритом, он был одним из тех редчайших (один на тысячу) метеоритов, которые прилетают на Землю с Марса.

Находки в марсианском метеорите 1996 года

Дальнейшие исследования показали судьбу метеорита — он был выброшен в открытый космос в результате столкновения Марса с космическим телом 16 миллионов лет назад, затем последовало небольшое путешествие, пока гравитация Земли не заставило его приземлиться в Антарктиде около 13-ти тысяч лет назад.

Геохимики NASA Крис Романек и Эверетт Гибсон продолжили изучение метеорита и обратили внимание на оранжевые прожилки внутри него, представляющие собой вкрапления карбонатов. На Земле породы, содержащие карбонат, обычно образуются в воде, например, когда раковины и скелеты морских существ постепенно накапливаются на дне водоёма и постепенно происходит их окаменение.

Их результаты показали, что марсианские карбонаты отложились в в веществе будущего метеорита после того, как углекислый газ, растворëнный в жидкой воде, проник в крошечные трещины. Сегодня на Марсе средняя температура -60°C; данные полученные благодаря исследованию ALH84001 указывают на гораздо более гостеприимное прошлое(от 0 до 80°C). И это было только началом. Исследователями были обнаружены странные образования различных форм : «черви» и «сосиски», которые выглядели точно так же, как земные бактерии (только намного меньше) . Это и породило безумную идею — а что если с водой в крошечные трещины попали не только карбонаты, но и представители древней марсианской флоры и фауны?

Обнаруженные структуры метеорита ALH84001
NASA / Public domain

В сентябре 1994 года Гибсон и Романек показали свои снимки старшему научному сотруднику NASA Дэвиду Маккею, который предложил специалисту по микроскопии Кэти Томас-Кепрт продолжить работу. Первоначально Кэти скептически относилась к своему новому проекту, да и взялась она за него ради своих коллег. Изучая микроскопический рельеф метеорита с его оранжевыми вкраплениями в серебристо-серой породе, она заинтересовалась крошечными черными зëрнышками в ободках карбонатных шариков, всего в несколько нанометров в поперечнике.

Она обнаружила, что это магнитные кристаллы, сделанные из магнетита (оксида железа) и пирротина (сульфида железа), точно такие же, как крошечные компасы, которые используются некоторыми специфическими бактериями на Земле. Существуют небиологические способы получения этих минералов (без участия организмов) но для этого обычно требуются экстремальные условия — высокая температура и рН, поэтому было трудно объяснить, как они оказались в карбонатах, образованных при умеренных температурах.

В январе 1995 года группу посетил Билл Шопф из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, известнейший палебиолог , который обнаружил останки древнейшей из известных форм жизни в породах возрастом 3,5 миллиарда лет. Он не был впечатлен результатами работ, и не увидел в полученных данных присутствия какой либо органики (как и миссия » Викинг» чуть ранее).

Но это не остановило дальнейшие исследования — следующим шагом стала отправка двух образцов химику Ричарду Зару из Стэнфордского университета, который с помощью лазерного масс-спектрометра мог идентифицировать любую молекулу, даже из крошечного образца. Не желая раскрывать цель очередного изучения, оба образца были обозначены как Микки и Минни; что в свою очередь не очень впечатлило Зэра, оставившего анализ на потом. Но после визита Шопфа Томас-Кепрт таки уговорила на них взглянуть. Они нашли то, что не удалось в своё время «Викингу» : органику — сложные органические молекулы, называемые полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ). Природа возникновения ПАУ может оказаться и не биологической – соединения встречаются практически везде — и в выхлопных газах вашего автомобиля и в межзвёздных облаках – но здесь на Земле чаще всего вы найдёте его там где раньше была жизнь (месторождения угля и нефти).

Для команды, собравшей вместе так много потенциальных признаков жизни, это было больше, чем просто совпадение. И в начале 1996-го года команда, с волнением переходящего в «трепещущий страх» решила предоставить небольшой итог своего исследования в статье для журнала Science.

После нескольких недель тщательного изучения группой рецензентов (в том числе стареющим Карлом Саганом) она была принята к публикации, которая в свою очередь и наделала так много шума. В июле команда была вызвана в кабинет главы NASA Дэна Голдина, который «допрашивал» их в течение нескольких часов, а затем Голдина, в свою очередь, вызвали в Белый дом, чтобы проинформировать президента Билла Клинтона и вице-президента Эла Гора.

На пресс-конференции в среду, 7 августа, президент Клинтон обратился к миру в прямом эфире из Розового сада Белого дома. — «Сегодня метеорит 84001 заговорил с нами спустя миллиарды лет и миллионы миль. Заговорил о возможном существовании жизни. В случае подтверждения последствия будут столь же далеко идущими и внушающими трепет, как это можно только представить«.

Затем телевизионные каналы переключились на переполненный главный зал в штаб-квартире NASA. Команда исследователей — Маккей, Гибсон, Заре, Томас-Кеперт, а также их главный оппонент — Шопф вышли на сцену, а перед ними лежал главный виновник торжества — небольшой кусок ALH84001 в стеклянной витрине ну и конечно толпа нетерпеливых репортеров.

Глава NASA Голдин первым обратился к зрителям: «Упорная и методичная работа этой выдающийся команды помогла приблизить этот день, который вполне может войти в историю.«

Часть метеорита, который был показан в 1996 году.
Даг Миллс

Ну а затем началось выступление  участников нашумевшего исследования, один за другим учёные перечисляли свои доказательства: карбонаты, кристаллы магнетита и органические соединения. Ни одно из них само по себе не являлось окончательным подтверждением выдвинутой гипотезы, но вместе взятые, как утверждала команда, они были доказательством примитивной жизни в ранней истории Марсе.

Они включили анимацию, показывающую червеобразных микробов на Марсе, плавающих в воде и попавших в ловушку — в трещины будущего метеорита, заполненные карбонатными отложениями. Наконец, под громкий вздох публики, они показали изображения самих предполагаемых «ископаемых».

В течение нескольких дней почти миллион человек прочитали статью, а сотрудники NASA насчитали более тысячи сюжетов, посвящённых ALH84001, и это только первую неделю. Репортёры выстроились в очередь в лабораторию метеоритов в Хьюстоне, чтобы взглянуть на оригинальный камень, в то время как шумиха в мировых СМИ достигла максимума и затмила эйфорию после первой высадки на Луне. Но не все встретили данную новость с радостью и одобрением. Известный руководитель Microsoft назвал ALH84001 «самым большим оскорблением человечества за почти 500 лет«. Лаборатория Заре была вынуждена временно закрыть свой веб-сайт после того, как религиозные фундаменталисты пожаловались, что её исследования противоречат Библии.

Спустя двадцать лет результаты исследования были проанализированы в десятках статей : выводы о природе метеорита и причинах формирований карбонатов были подтверждены. Но не смотря на многочисленную критику, команда исследователей продолжает настаивать на том что жизнь-самое правдоподобное объяснение.Однако все сходятся во мнении, что работа команды и последовавший за ней всплеск интереса помогли изменить курс NASA и основать новую научную область – астробиологию, изучение внеземной жизни.

Войдите, чтобы видеть ещё 20 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Расточительный Вернер фон Браун

Ждем комментарии скептиков.) Когда на Марсе будет постоянная база, нас, думаю, ждет немало открытий.

Идейный Питер Снепбек

>Заре была вынуждена временно закрыть свой веб-сайт после того, как религиозные фундаменталисты пожаловались, что её исследования противоречат Библии Панспермия - наше все! Долой переводы иудейских сказок.

Злой HAL 9000

Класна стаття, ціково та структуровано поданий матеріал. Приємно читати.