ПопулярноеРедакцияСвежееЛучшее
Итоги года

Астрономы впервые засекли эхо смерти сверхмассивной чёрной дыры

Как известно, в сердце большинства галактик находятся сверхмассивные чёрные дыры — гиганты массой в миллионы или даже миллиарды Солнц.

Некоторые из этих объектов формируют так называемые активные ядра галактик (АЯГ). Они излучают в космос огромное количество радиоволн, а также выбрасывают сверхбыстрые струи ионизированного газа, знакомые нам по фотографиям многих галактик.

Чёрные дыры в центрах галактик — источники джетов газа в тысячи световых лет длиной. На фото — джет, исходящий из галактики М87.
Credit: NASA, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Но даже самые мощные АЯГ должны когда-то «умирать». То, как и когда именно это происходит, всегда было загадкой для учёных. Группа исследователей под руководством Кохэя Итикавы, астронома из Университета Тохоку в Японии, возможно, сможет приподнять завесу тайны: недавно им удалось обнаружить в галактике Arp 187 что-то, что, по их мнению, является АЯГ в самом конце своего жизненного цикла.

Итикава и его коллеги наблюдали за галактикой с помощью радиотелескопов Atacama Large Millimeter Array (ALMA) в Чили и Very Large Array (VLA) в Нью-Мексико. Они увидели двойной джет — явный признак АЯГ, однако их удивило отсутствие радиоизлучения, характерного для таких объектов. Это навело их на мысль, что само ядро уже не действует.

Изображение Arp 187 в радиодиапазоне, полученное командой учёных с помощью телескопов ALMA и VLA. Хорошо видны два характерных симметричных образования, но по центру, где должно быть ядро — темнота.
Credit: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Ichikawa et al.

Чтобы проверить свою догадку, учёные воспользовались спутником NuSTAR (Nuclear Spectroscopic Telescope Array), который позволил взглянуть на галактику в рентгеновском диапазоне, но тоже ничего не увидели: «Мы использовали спутник NASA NuSTAR, самый лучший инструмент для наблюдения за текущей активностью АЯГ, — говорит исследователь. — Мы сделали вывод, что ядро совершенно мертво».

Команда Итикавы считает, что смерть АЯГ наступила несколько тысяч лет назад. Такое заключение возможно благодаря огромному размеру джетов, извергаемых сверхмассивными чёрными дырами — те, которые наблюдали учёные, простираются на 3000 световых лет в обе стороны, вследствие чего всё ещё видны спустя тысячелетия после смерти ядра. За это астрономы называют их «световым эхо».

Учёные намерены продолжать свои исследования: «Мы будем искать больше умирающих АЯГ схожими методами, — сказал Итикава в заявлении. — Также мы произведем дополнительные наблюдения в высоком разрешении, чтобы проанализировать притоки и оттоки газа. Это может прояснить, как произошла смерть этого АЯГ».

Статья была представлена на 238-м съезде Американского Астрономического Сообщества.

Источники: Space.com, EurekaAlert

Войдите, чтобы видеть ещё 70 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Ложная Лея С.

Для меня слово "смерть" ассоциируется с прекращением существования. Но после активного поглощения вещества ЧД не прекращает своего существования, значит это что угодно, но не "смерть чёрной дыры". Может послеобеденный сон? Но тогда кликабельного заголовка не будет. :-)

Кричащий Бори Труно

"смерти сверхмассивной чёрной дыры" - аккуратнее надо бы писать, а то можно превратиться в жёлтую прессу. Никакой смерти СМЧД нет, просто "съела" все вещество вблизи себя и СМЧД перестала формировать активное ядро в галактике... Я бы в заголовке сделал акцент на том, что японские ученые зафиксировали следы процесса эволюции АЯГ в галактике Arp 187.

Замечательный HAL 9000

Претензии по поводу заголовка и формулировок предлагаем направить авторам доклада, по чьему материлу писалась эта новость:

«Discovery of a Dying Supermassive Black Hole Via a 3,000-year-long Light Echo»

С ними можно связаться в Twitter, например:

https://alma-telescope.jp/en/news/dyingbh-202106 Или руководству радиообсерватории ALMA Уверен, они будут рады вашим замечаниям и предложениям.