ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Роберт Зубрин – Люди на Марсе

Этот текст также доступен на русском языке

7 февраля 2021г., Пелле Аксельссон, INTELLECTINTERVIEWS

Интервью было проведено в ноябре 2020 года и отредактировано для краткости и ясности.

Вы родились в 1952 году. Как вы пережили космическую гонку в 60-х и 70-х годах? Как на вас повлияла программа «Аполлон»?
– Я был в восторге от космической гонки! Мне было пять лет, когда полетел спутник, и это первое крупное событие в мире, которое я могу вспомнить. Хотя взрослые, возможно, боялись спутника, я был в восторге. Спутник доказал мне, что истории о будущих космических путешествиях – это правда, и я хотел быть частью этого. У меня даже была собака по кличке Лайка, как у первой собаки в космосе. Сейчас у меня есть собака по кличке Стрелка, собака с этой кличкой была первой собакой, вернувшейся из космоса.

– Мне было 17 лет, когда мы приземлились на Луне, и толчок, предшествующий этому событию, пробудил мое желание быть частью всего этого. Поэтому я решил изучить все науки, которые мог. Но я был не один. Число выпускников естественных наук в Соединенных Штатах удвоилось в течение 1960-х годов, а в некоторых областях даже утроилось, что стало прямым результатом программы Аполлон. На самом деле Аполлон доказал, что если вы изучите свою науку – вы сможете стать исследователем новых миров., Это привело к массовому увеличению нашего научного капитала. В итоге я действительно работал с космосом, но большинство ушло в другие области, например, в компьютеры. Когда люди спрашивают, в чем польза от программы полета человека на Марс, ответ – такой же! NASA говорит о технологических побочных эффектах, некоторые из них были, и солнечная энергия является одной из самых заметных. Но настоящая выгода – это интеллектуальный капитал! Это то, что определяет богатство, силу и здоровье нации.

Я считаю, что конечной целью является превращение человечества из вида, живущего на одной планете, в вид, обитающий в нескольких планетах и в космосе

– Если хотите доказательства, просто посмотрите на Германию и Японию. Во время Второй мировой войны их бомбили, и к 1960 году уровень их жизни был одним из самых высоких в мире. Другие страны оставались полностью бедными, независимо от того, сколько иностранной помощи они получали. Я не говорю, что именно на космической станции они найдут лекарство от COVID-19, но вы можете поставить свой последний доллар на то, что команды, которые находят вакцины, включают людей, которые стали учеными, потому что они были взволнованы космической программой.

Человек на Луне.
Фото: NASA

Давайте перейдем к философскому уровню. Какова конечная цель исследования космоса?
– Я считаю, что конечной целью является превращение человечества из однопланетного вида в многопланетный, космический вид. Вы знаете, люди на самом деле не являются коренными жителями Земли. Мы родом из Кении. Мы на самом деле тропические животные, и именно поэтому у нас такие длинные тонкие руки без меха. Здесь, в Колорадо, никто не смог бы пережить ни одной зимней ночи без технологий, таких как одежда, дома и огонь. Мы стали глобальным видом благодаря нашему технологическому творчеству. Начиная с 1500-х годов, мы получили возможность общаться на глобальных расстояниях – сначала на парусных судах дальнего плавания, а затем с помощью телеграфа, телефона, радио, спутников, а теперь и Интернета. На данный момент мы действительно стали глобальным видом. Точно так же технология может позволить нам стать многопланетным видом. Я верю, что если мы станем космическими путешественниками, мы создадим великое будущее, и его возможности по сравнению с сегодняшним днем будут такими же, как у нас сейчас по сравнению с нашим прошлым происхождением в Кении.

Увеличили ли войны и другие экзистенциальные угрозы на Земле вашу страсть к колонизации Марса?
– Одно возможное будущее – это когда люди воображают, что ресурсы ограничены. Это означало бы ограниченные возможности и отношение к другим людям как к противникам. Затем начинается убийство. В 1914 году в Европе дела шли намного лучше, чем когда-либо прежде. Немецкие генералы думали, что война с Россией за Евразию случится рано или поздно, так почему бы не нанести удар, прежде чем они индустриализируются? Прямо сейчас то же самое говорят о Западе и Китае с миллиардным населением. Есть западные профессионалы в области национальной безопасности, которые считают, что война с Китаем неизбежна, и можно держать пари, что в Пекине есть люди, которые смотрят на шахматную доску с другой стороны и думают о том же.

– Хуже всего то, что это неправильно, полная чушь! Уровень жизни в мире повысился по мере роста населения. Это потому, что чем больше людей, тем больше изобретений. Изобретения – это то, что определяет, что является ресурсом, а что нет. Следовательно, это означает, что чем больше людей, тем больше ресурсов. Это может показаться совершенно нелогичным, но это факты истории. Мы не собираемся получать нефть с Марса, но мы получим понимание. Мы поймем, что истинное человеческое состояние – это не состояние народов, борющихся за существование за ограниченные ресурсы. Это семья наций, занятых общим проектом. Если мы используем разнообразные творческие потенциалы разных народов Земли, мы сможем открыться новым планетам. Так зачем сражаться за провинции?

Я считаю, что целью должно стать прибытие людей на Марс, и это должно быть сделано к 2030 году, а не к 2050 году

По вашему мнению, НАСА было слишком сосредоточено на Луне?
– Если мы говорим о нынешней администрации [Трампа], можно сказать и так, но я думаю, что более серьезная проблема заключается в том, что программа NASA по полетам человека в космос не фокусировалась с момента окончания программы Apollo. Я не поклонник мистера Трампа, но скажу ему, что, по крайней мере, программа полетов человека в космос должна иметь цель. Теперь они не сделали того, что было необходимо для достижения цели – добраться до Луны к 2024 году. Но очень важно, чтобы у нас была цель, она должна быть достаточно быстродостижимой, чтобы управлять текущей деятельностью. Обама сказал, что его целью был Марс, но ничего не было сделано для достижения этой цели. Я считаю, что целью должен быть Марс, и это должно быть сделано к 2030 году, а не к 2050 году.

Художественная концепция базы NASA для первых людей на Марсе.
Изображение: NASA

– Кеннеди сказал, что цель – достичь Луны к концу десятилетия. Ключевым моментом здесь является ограничение по времени, потому что, если бы Кеннеди сказал, что они сделают это к 2000 году, тогда ничего бы не было сделано за время его пребывания в должности. Собственно, к 1990 году уже ничего не было бы сделано. Люди, вероятно, посмотрят на это в 1990 году и скажут, что мы сделаем это к 2040 году и так далее. Цель должна быть близкой. Что было не так, как с планом полета на Луну к 2024 году: вместо разработки лунного посадочного модуля, который, конечно, вам понадобится, если вы хотите сесть на Луну, у них была программа по разработке орбитальной лунной космической станции, в которой  нет необходимости, если вы хотите высадиться на Луну.

Миссии на Марс продолжаются с середины 1960-х годов. Что бы вы назвали наиболее значительными открытиями о Марсе с тех пор?
– Первые пролеты опровергли очень оптимистичное утверждение о наличии сети каналов на поверхности Марса. На снимках, которые мы получили в тот момент, был Марс с кратерами, подобными кратерам на Луне. Но затем прибыл Mariner 9, который вышел на орбиту вокруг Марса и впервые заметил особенности водной эрозии на поверхности, которых нет на Луне. Роверы обнаружили солевые отложения, которые остаются после испарения воды. Несомненно, ранний Марс был теплым и влажным. С помощью наземных радаров Mars Express и орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter мы обнаружили ледники на поверхности и подземные озера. На самом деле, кажется, что ранний Марс и ранняя Земля были очень похожи друг на друга. У них обоих был климат, подходящий для жидкой воды, и у них обоих была атмосфера углекислого газа.

– Мне кажется, что Марс – это Розеттский камень для проверки гипотезы о естественном развитии жизни в местах, где есть правильные физические и химические условия. Если бы на Марсе тогда действительно развилась жизнь, это было бы сообщение о гораздо большем, чем просто вероятность существования жизни. Это могло бы рассказать нам кое-что о разнообразии жизни. Вся земная жизнь использует одну и ту же информационную систему, РНК и ДНК. Но жизнь может быть чем-то большим, чем ДНК и РНК. Могут быть разные типы информационных систем, предлагающие совершенно разные возможности создания. Только подумайте о кремниевых компьютерах, которые мы используем прямо сейчас, и о том, как они выполняют те же задачи, что и мы, но с другим набором принципов.

Мы собираемся выяснить, является ли жизнь спонтанным явлением, если все живое имеет общее происхождение или существуют различные варианты происхождения жизни

Как вы думаете, насколько вероятно, что мы найдем доказательства жизни на Марсе?
– Думаю, это очень вероятно. Потому что один факт, который мы знаем о жизни на Земле и который имеет отношение к этой дискуссии, заключается в том, что она появилась практически сразу, как только смогла. У нас есть окаменелости жизни на Земле, возраст которых насчитывает 3,5 миллиарда лет, и на самом деле есть биомаркеры, обнаруженные в Гренландии, возраст которых составляет 3,7 миллиарда лет. Это произошло сразу после окончания сильной бомбардировки, что делает правдоподобным утверждение о том, что жизнь появилась на Земле практически сразу, как только это стало возможным. Нет никаких доказательств, подтверждающих существование Земли, которая была бы одновременно обитаемой и стерильной. Кажется, этого никогда не было. – Есть две возможности. Либо жизнь – это весьма вероятное явление, которое просто возникает из-за образования химических комплексов, как только это становится возможным, либо жизнь плавает в космосе и, как только место становится пригодным для жизни, она приземляется и растет. Итак, если мы найдем жизнь на Марсе, будет ли она такой же, как земная жизнь с ДНК/РНК, или это будет нечто совершенно иное? Мы собираемся выяснить, является ли жизнь спонтанным явлением, имеет ли вся жизнь общее происхождение или же существуют различные варианты происхождения жизни.

Доктор Роберт Зубрин.
Фото: Джейсон Риан / SpaceFlight Insider

– Есть и другая возможность: жизнь возникла на Марсе и была перенесена на Землю в результате полета метеорита. Мы постоянно получаем камни с Марса. Если микробы происходят с Марса, они могли попасть сюда. Если они возникли на Земле, они также могли попасть на Марс. Был великий шведский ученый Сванте Аррениус, который разработал теорию панспермии – идею переноса жизни по Вселенной. Теория Аррениуса была основана на том, что мы не находим никаких доказательств существования на Земле свободных живых организмов проще бактерий. Нет никакой предшествующей истории. Вы можете подумать, что бактерии кажутся простыми, но они чрезвычайно сложны. Например, бактерии намного сложнее, чем iPhone.

– Когда мы смотрим на iPhone, мы можем увидеть всю историю предшествующих машин, таких как телефоны, настольные компьютеры, генераторы и батареи. Вы можете увидеть технологическую эволюцию. Но в жизни это было бы похоже на то, что iPhone появился из камня. Это говорит о том, что жизнь на Земле могла быть привнесенным извне феноменом. Вы можете попытаться объяснить это, сказав, что, возможно, все предшествующие, более примитивные формы жизни были уничтожены бактериями. Но этого мы обычно не видим. Мы видим, как простые формы жизни сосуществуют с более развитыми формами, которые произошли от них. Мы можем надеяться найти предков земной жизни на Марсе.

Что было бы самой большой проблемой при попытке колонизировать Марс? Отсутствие атмосферы? Отсутствие магнитного поля? Песчаные бури?
– Отсутствие атмосферы. Защита, которую мы получаем здесь, на Земле, от космического излучения, происходит не из-за магнитного поля Земли; это из-за атмосферы. Магнитное поле блокирует солнечные вспышки, но более мощные космические лучи задерживаются воздухом. Конечно, это также воздух, который позволяет вам ходить без скафандра. Итак, марсианам понадобится воздух. Первоначальные поселенцы будут жить в космических кораблях и ходить в скафандрах. Позже мы сможем построить купола, у нас могут быть подземные системы или, возможно, их комбинация. Люди могут проводить большую часть времени во сне под землей, где они хорошо защищены от космических лучей, но с куполами над ними. Но, в конце концов, я верю, что люди создадут на Марсе атмосферу, достаточно плотную, чтобы вам не понадобился скафандр. Мы будем терраформировать планету.

Конечно, будет китайский SpaceX и, возможно, другие, которые будут конкурировать

Я должен спросить, что вы думаете о фильме «Марсианин» (2015)?
– Мне показалось, что это очень хороший фильм. Есть некоторые технические ошибки, на которые люди указывали в фильме, но моя настоящая проблема заключается в том, что главный персонаж, которого играет Мэтт Деймон, не интересуется Марсом. Его не интересуют поиски жизни на Марсе, его не интересует Марс как новый рубеж для человечества. Он просто хочет домой. По-моему, он должен был остаться дома! Если вы думаете о первом фильме «Парк Юрского периода», то он не только рассказывает вам об ужасах динозавров, но и о чуде динозавров. Нам нужен аналогичный фильм о Марсе, не только о марсианских приключениях, но и о чуде.

Вы знаете Илона Маска и сказали, что он инициировал революцию. Он внес свой вклад в виде технологий, видения, надежды, воодушевления и многого другого. Что бы вы назвали его самым ценным вкладом?
– Я бы сказал, что его самый важный вклад заключается в том, что он доказал, что хорошо управляемая команда предпринимателей может делать в космической сфере то, что раньше считалось в десять раз дороже и занимало в три раза больше времени. Это даже то, что все вместе считалось невозможным. Он полностью опроверг миф о том, что все, что вы делаете в космосе, должно стоить миллиард долларов. Он также разработал революционное оборудование. За последние 10 лет из-за него стоимость космических запусков упала в пять раз.

Илон Маск и доктор Роберт Зубрин – два великих энтузиаста Марса.
Фото: Роберт Зубрин

– Илон Маск вдохновил на международную космическую гонку. Наверняка будет китайский SpaceX и, возможно, другие, которые будут конкурировать. Будут компании, похожие на SpaceX, по созданию спутников, космических аппаратов и всего, что вы можете придумать. Он оказал влияние даже за пределами космического мира, например, в области управляемого термоядерного синтеза. Это область, которая была настолько застойной, что внушала много цинизма в отношении ее перспектив когда-либо преуспеть. Инвесторы посмотрели на SpaceX и подумали, что, возможно, проблема с термоядерным синтезом не принципиально технологическая, а организационная. Предпринимательские термоядерные компании теперь получают серьезные деньги и смотрят на разработку термоядерных реакторов не через 30 лет, а через пять. Один из них, вероятно, добьется успеха, и я думаю, что в конечном итоге это связано с Маском.

Давайте зададим несколько быстрых вопросов! В каком году первый человек ступит на Марс?
– 2030 г.

В каком году родится первый человек, который проживет всю свою жизнь на Марсе?
– Интересный вопрос… 2038 год!

Куда мы пойдем после Марса?
– После Марса – звезды!

Какая ваша лучшая книжная рекомендация?
– Рациональный оптимист Мэтта Ридли. Я думаю, что в этой книге много мудрости, и я думаю, что мы должны быть рациональными оптимистами.

О Роберте Зубрине
Роберт Зубрин – американский аэрокосмический инженер, доктор философии Вашингтонского университета. Он является президентом Марсианского общества,а также широко признанным сторонником исследования Марса человеком. Зубрин также является инновационным предпринимателем, в его резюме есть несколько компаний, изобретений и патентов. В 20 лет он получил свой первый патент на шахматы для трех игроков.
И последнее, но не менее важное: он также является автором нескольких книг, включая The Case for Mars (1996) и The Case for Space (2019) .

Это перевод интервью ROBERT ZUBRIN | HUMANS TO MARS

Увійдіть, щоб читати ще 13 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Зворушливий Джон Інспракер

Контент видалено за запитом автора

Цікавий Ерролович

>Есть некоторые технические ошибки, на которые люди указывали в фильме, но моя настоящая проблема заключается в том, что главный персонаж, которого играет Мэтт Деймон, не интересуется Марсом. Проблема в том, что Зубрин хочет фиг знает что. Мне сложно его слушать, он говорит с каким-то наездом и претензиями. Марс... какая нафиг наука, если есть шанс, что ты сдохнешь и твоя работа может накрыться мендным тазом, ибо прекратят полёты по причине высокой опасности для жизни человека. Марс - самая большая проблема - выжить на планете. Как только получиться выжить, значит можно всё остальное. МКС - не хватает людей, они заняты не наукой, а обслуживанием станции, лишь бы она существовала и можно было на ней находится. Постоянная, упорная, сложная монотонная, работа. На науку не остается времени. Разделение труда - вот чего наша цивилизация сделала такой рывок в технологиях за последние 200 лет. Зубрину же... подавай науку в условиях, когда ты борешься за жизнь. Он в своем уме? Жил бы он 300 лет назад в семье крестьян, то у него бы не было и дня рассуждений о науке. Задача на день - выжить. Печаль, да и только.

Кричуща Гвін Шотвелл