Облик и Концепция: «Марсианский Шаттл» и Mars Base Camp

3В закладки
Credit: Lockheed Marteen
Credit: Lockheed Martin

Амбициозные планы человечества по высадке на Марс придумываются из года в год, однако, сегодня речь пойдёт о самой настоящей наследнице Артемиды — программе Mars Base Camp.

Не многие знают, но официально у LOP-G есть ещё одно назначение, кроме перевалочного пункта для Орионов между Землёй и Луной — это орбитальная верфь, для постройки пилотируемых аппаратов исследования дальнего космоса. Что ж, обо всё по порядку.

Орбитальная база

Mars Base Camp
Схема Марсианской орбитальной станции
Credit: Lockheed Martin

«Ядром» проекта является станция на орбите Марса, играющая, по сути, ту же самую роль перевалочного пункта, что и LOP-G. Такая привязанность NASA к станциям не появилась из неоткуда. Это является прямым наследованием корней ранних программ покорения красной планеты, с «Блэкджеком» и ядерными планетолётами, созданными ещё в 60-е — 70-е годы прошлого века. В задачи орбитального фарпоста входит:

1. Обеспечение хранения продукции, расходников и иных ресурсов, в относительной доступности, на орбите Марса.
  2. Обеспечение хранения Лендеров и топлива.
  3. Обеспечение необходимых условий, для хранения и работы научного оборудования.

В составе базы есть:

1. Топливные склады. (х2)
  2. Бытовое пространство (модуль для отдыха, личной гигиены и прочих нужд астронавтов на орбите красной планеты.
  3. Обсерватория.
  4. Научная лаборатория.
  5. Электрическая система коррекции орбиты. (Похожая на ту, что используется в LOP-G)
  6. Шелтер, для защиты экипажа от космической «непогоды» и гнева вездесущей радиации. (х2) Данный модуль является составной частью прилетающих Орионов, а потому покидает станцию вместе с ними и его численность в составе станции может быть разная, в зависимости от момента времени.

Вообщем-то, достаточно неплохая станция размером с МКС на орбите Марса, со всеми необходимыми удобствами (разве что гравитационного барабана не хватает), научным оборудованием и набором кораблей. Несмотря на то, что экипаж 1 Ориона не будет превышать 4-х человек, станция, судя по всему, сможет обеспечить всем необходимым минимум две группы (8 человек).

На данный момент не решённым остаётся вопрос того, как достаточно тяжёлые и крупногабаритные модули станции будут доставляться на орбиту Марса. Сами представители Lockheed Martin рассказывают о необходимости участия в программе ракеты SLS, однако, не понятно, должна она использоваться только для запуска Ориона, либо же ещё и для запуска модулей станции. Возможно, модули станции будут запускаться с Луны, при помощи ионных двигателей или чего-то аналогичного, но это только предположение.

Презентация Mars Base Camp

Система доставки экипажа

Orion с криогенной двигательной установкой (используется для транспорта от Луны до Марса и экспедиций вокруг Деймоса и Фобоса)
Credit: Lockheed Martin

Для доставки экипажа на станцию предполагается использование корабля Орион с криогенной ступенью, а также с небольшим модулем — складом, который опустошается экипажем по мере полёта и после стыковки играет роль «укрытия», находясь в секции между топливных баков, где защита от радиации должна быть максимальной. Подобные системы защиты экипажа не новость, но стоит отметить, что Орион, даже с маленьким модулем склада/шелтером (только в составе станции), является, явно, не самым удобным средством путешествия 4-х астронавтов, которое продлится несколько месяцев. Очевидно, что данная система со временем будет пересмотрена, в следствии явной невозможности адекватного путешествия в подобных условиях, в столь продолжительный срок. Конечно, если только NASA не планирует вернуться к проектам ядерных двигателей.

TAILS inflatable prototype
Прототип модуля «переходника», который в полёте к Марсу будет являться складом и «укрытием» (в составе станции). Starship меркнет в сравнении со здешней свободой и объёмом. Данный модуль также будет включён в состав станции «Gateway»
Credit: NASA

Стоит отметить, что станция на орбите Марса позволяет осуществить полёт более безопасно, т.к. не ясно, с какими именно проблемами может встретиться пилотируемый корабль, летящий к другой планете. К примеру, в случае повреждения термозащиты Старшип не сможет войти в атмосферу Марса, но при этом у него уже не будет топлива на обратный полёт. Станция же позволяет не только провести обслуживание корабля, но и в случае необходимости использовать командный модуль станции (Орион с криогенной ступень, что находится в составе станции), для возврата астронавтов домой. А потому, несмотря на то, что данный подход кажется более примитивным, он является одним из наиболее безопасных.

Лендер

NEW PAPYRUS: Lockheed Martin's Reusable Extraterrestrial Landing ...
Credit: Lockheed Martin

Lockheed Martin не поскупилось на рисовку концепта своего аппарата. Самый настоящий гибрид Space Shuttle и Starship! Судя по схемам, Lockheed Martin носовая часть корабля будет обладать минимальными отличиями от системы Space Shuttle. Главным образом, отличия вызваны необходимостью использования иной схемы стыковки со станцией (У Шаттла это производилось отдельным модулем, устанавливаемым в грузовом отсеке аппарата), а также адаптацией общей структуры под вертикальное нахождение на поверхности планеты. Стоит отметить, что данный посадочный аппарат не несёт серьёзной нагрузки, обитаемая его часть отводится под живое пространство экипажа и небольшой склад, рассчитанный на припасы для 4-х человек, в 2-х недельной миссии на поверхности. Остальное же пространство занято топливными баками. Однако, снизу всей системы, прям между двигателями находится небольшой ангар, предназначенный для 1-2 небольших машин, по схеме аналогичным тем, что использовались на Луне. Открытые машины для Марса — достаточно странный выбор. Но тем не менее, это концепт.

Краткое описание Лендера
Credit: Lockheed Martin

«Марсианский Шаттл» использует в качестве топлива составляющие компоненты воды — кислород и водород, которые планируется получать с поверхности Марса, либо в качестве внешних поставок топлива. Исходя из этого можно предположить, что ангар также служит и для размещения аппаратуры, для переработки льда в топливо. Хотя, с учётом достаточно монструозных размеров топливных баков, есть вероятность, что данный посадочный аппарат, в теории, способен взлетать на привезённом с орбиты топливе, которое осталось в его баках после посадки.

Станция "МИР" и шаттл Атлантис. | Пикабу
Для понимания габаритов аппарата, историческое фото первой стыковки станции «Мир» и Шаттла «Атлантис». Носовая часть обоих аппаратов габаритами практически не отличается
Credit: NASA

Конструкционно аппарат не предусматривает никаких аэродинамических поверхностей, для маневрирования в атмосфере, таковое производится только при помощи RCS системы и отклонения вектора тяги 6 основных двигателей.

Для высадки экипажа на поверхность небольшой складной мини-лифт, который выдвигается после посадки, а после убирается обратно под обшивку, для уменьшения аэродинамического сопротивления аппарата, ну и что бы не остаться на Марсе. Подобное решение использует и система Starship, однако, там это единственный способ выгрузить достаточно большую полезную нагрузку на поверхность планеты. Тут же данный лифт будет работать только для входа/выхода астронавтов.

Часть презентации Lockheed Martin о системе
Credit: Lockheed Martin

На данном этапе многие, наверняка, задумались о том, а зачем же нам тогда в данной схеме Орион, когда у нас есть практически Старшип?

Во-первых, нет никакой информации о средствах доставки данного аппарата к Марсу. Учитывая, что все его основные двигатели используются для посадки, они являются атмосферными и не предназначены для эффективной работы на орбите, что означает, что к самостоятельному полёту к или от Марса данный орбитер не способен и является именно Шаттлом, для сообщения между орбитальной станцией и Марсианской поверхностью.

Во-вторых, данный аппарат достаточно сложный и в концепцию «безопасного хаба» NASA, в случае подобной самостоятельности и автономности от инфраструктуры станции, не вписывается. К тому же, судя по всему, к полёту дальше НОО Марса он не способен.

В-третьих стоит отметить, что мы ничего не знаем о средстве выведения данного аппарата, на НОО Земли. Исходя из габаритов аппарата, данный аппарат, в теории, сможет уместиться на SLS. С учётом того, что каких-то работ по аналогу Super Heavy для данного аппарата не предусмотрено и в ближайшем будущем не предвидится. Есть вариант, что данный аппарат будет выводиться на НОО сверхтяжёлой ракетой SLS. А далее доставляться на Марс некой орбитальной ступенью. Возможно, также выводимой на НОО Земли, при помощи SLS. (Внимание! В местах запуска ожидается дождь из зелёных бумажек, с лицами Американских Президентов! Просьба оставить их на Земле — это собственность ULA!)

Вообще, переделка данного аппарата, для орбитального полёта, не требует каких-то серьёзных изменений. Скорее, только добавления разгонного блока.

Похожее изображение
Сравнение размеров
Credit: Reddit

Возможно-ли получить на основе MADV аналог системы Starship?

Возможно, более того, для Lockheed Martin это будет приоритетной задачей, если они когда-нибудь решатся сделать данный проект и он не будет заброшен в архивы Lokcheed Martin на глубину этажа номер -666.

Как же сделать аппарат более приспособленным, для полётов между орбитами? Скажем, от НОО Земли к поверхности Луны или с Лунной базы на поверхность Марса?

Для этого аппарат может использовать дополнительную ступень, как это делает сама система Starship.

В случае старта с НОО, эта ступень может выводиться второй SLS, а после осуществления орбитальной стыковки аппарат уже может направляться к точке назначения.

В случае старта с поверхности или орбиты Луны, общая схема не меняется, но ступень уже может быть подготовлена на месте. Такой вариант будет неплохим, если аппарат будет использоваться для обслуживания каких-либо объектов на Луне или исследовательских миссий.

Стоит сразу отметить, что несмотря на то, что данная схема позволит найти ещё одно оправдание существования SLS, выбрасывание огромных средств в систему, которая всё же не сможет ни коми образом конкурировать с аналогами в виде системы Starship и, возможно, какому-то ответу от Безоса, к 2030-м годам, явно, не в интересах Lockheed Martin. Данная корпорация является самым крупной оборонопромышленной корпорацией в истории человечества, а потому деньги они считать умеют. Для Lockheed’а сейчас куда перспективнее выглядит развитие системы Orion, которую уже точно будут использовать для полётов на Луну.

Итог

Данный концепт Марсианских экспедиций, явно, заслуживает право на жизнь, а также является осуществимым в ближайшие 10-15 лет. Конечно, о суммах необходимых на его реализацию, лучше не думать, но жизнеспособность самой идеи это никак не отменяет. Другое дело, что система, являясь концептом, не способна качественно конкурировать с гораздо более реальным аппаратом от конкурентов — системой Starship. Попытка обеспечить безопасность и увеличить количество пусков у себя в кармане, путём усложнения конструкции и разделения ролей, стоит данному концепту права на жизнь. Да, орбитальная станция позволит увеличить общую безопасность экипажа, участвующего в операции, однако, ничто не мешает тому же экипажу Starship произвести диагностику и ремонт системы ещё в полёте, перед посадкой на Марс. К тому же, максимальное разделение ролей привело только к тому, что проект стал действительно космический и, вероятно, будет ещё не один год сниться тому бухгалтеру Lockheed Martin, что решит посчитать во сколько всё это веселье выйдет, особенно с использованием SLS для каждого запуска.

Что ж, концепт является очень интересным, в особенности интересной выглядит попытка использовать наработки системы Space Shuttle, однако, увидеть проект в металле, скорее всего, мы никогда не сможем.

Orbiting Mars Base Camp – An Interplanetary Exploration System
А, как по вашему, будущее уже рядом?
Credit: Reddit

Войдите, чтобы видеть ещё 67 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Хм.... В общем и целом смотрится весьма бледненько, сравнительно с "Маск версией". И намного менее реалистично. Одно упоминание SLS меня сразу подняло в "стойку суслика" - чёт здеся не так. Ну и насчет осуществимости я ну оооочеееень сомневаюсь. Простите но рожденный ползать - летать не может. Я никак не отрицаю роль локхидов в развитиии авиации или космической техники, но - "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". А вот с "буйными" у Локхид как бы слабовато. Простите, но "на Марс", эт вам не F-35 склепать. Илон в этом отношении реально уникум. ИМХО.

Как по-мне, пока нет повода обсуждать реалистичность презентации. Это не более, чем фантазии на тему. От подобных "презентаций" 50-60х годов отличается только качеством прорисовки ролика. Но реалистичность изображений не означает реалистичность исполнения. Как можно говорить о реализуемости задуманного в течение 10-15 лет, если из всего представленного на сегодня у нас есть только... - собственно Марс! Прыжок силосной башни на 150м куда более приближает высадку. Так что я - за железный аргумент!

Після того, як широкий загал "всмоктав на підкорку" концепцію, параметри і можливості Старшіпа, будь-які ескізи, які не перевершують, або не підлаштовуються під Старшіп, виглядають марнотратством і лузерством.