Как советские научно-популярные журналы фантазировали о жизни в космосе

В закладки
headset Аудио

Железный занавес ушел в бесконечность.

Winnie Lee, March 13, 2020, Atlas Obscura
Журнал «Техника-молодежи», № 5, 1969 год, иллюстрация Р. Авотина для статьи, в которой представлены фотографии с космической миссии «Луна-9».
Московский музей дизайна

Высокая стела возвышается над поверхностью с глубокими кратерами, отбрасывая длинную зловещую тень на башни поменьше. Прямые линии, похожие на улицы на карте, соединяют эти структуры друг с другом, как будто на доске для космических шахмат. Земля безмятежно плывет в темном небе, на котором размещена надпись «Техника-молодежи» — логотип советского научно-популярного журнала, основанного в 1933 году. На обложке журнала 1969 года была показана статья с фотографиями Луны. 9, советский беспилотный космический корабль, который первым пережил посадку на Луну несколькими годами ранее. Обложка номера 5 за 1969 год стала иллюстрацией к статье с фотографиями, снятыми советской автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая за несколько лет до этого первой совершила мягкую посадку на поверхности Луны.

Этот воображаемый лунный пейзаж является одним из более чем 250 феерических образов из готовящейся к публикации визуально восхитительной книги «Советская космическая графика: представление о космосе в СССР» Александры Саньковой, директора и основателя московского Музея дизайна, сотрудники которого сотрудничали с ней в работе над книгой. Произведения искусства космической эры распространялись наряду с научно-популярными журналами Советского Союза — на пике популярности, во время холодной войны, их выпускалось до 200 названий. С середины 1950-х до середины 1970-х годов космос стал полем битвы мировых держав, борющихся за мировое господство. Хотя космическая эра началась с успешного запуска советского Спутника-1, именно Соединенные Штаты всего через три года после посадки «Луны-9» впервые высадили человека на лунный ландшафт, подобный тому, который был изображен на обложке журнала.

Советские иллюстрации, даже с пролетающими НЛО и сногсшибательно футуристическими машинами, создавались не для того, чтобы развлекать, а для просвещения и пропаганды коммунистического проекта. Открытое письмо космонавтов к общественности в одном из номеров «Техники- молодежи» за 1962 год гласило: «… каждый из нас, отправляясь на старт, глубоко верит, что его труд (именно труд!) делает советскую науку и советского человека еще более могущественными, и приближает прекрасное коммунистическое будущее, к которому придет все человечество». По словам Саньковой, к ученым, космонавтам и авиастроителям относились как к легендам, поскольку космос был важной идеей в Советском Союзе. «Достижения СССР в области космоса стали мощным оружием пропаганды», — говорит она. Советские граждане жили, воспринимая косвенную причастность к таким изображениям, и даже более сюрреалистическим и фантастическим образам — жизнь в космосе, знакомство с новыми формами жизни, которые демонстрировали, что идея революции в культуре не должна ограничиваться Землей.

Слева: «Техника- молодежи , 1972, «Волшебный кристалл будущего», иллюстрация А. Климова.
Справа: «Юный техник», 1964, иллюстрация Р. Авотина.
Московский музей дизайна

Интернет-журнал «Атлас Обскура» (Atlas Obscura) поговорил с Саньковой о внеземной жизни, о том, что вдохновляло советских художников, и о том, как первый человек на Луне все изменил.

Ее книга выходит 1 апреля 2020 года.

— Как вы думаете, что вдохновляло этих художников,что формировалосамобытный взгляд на другие миры?

— Вдохновением для иллюстраций послужили два направления: интенсивное развитие научно-технической сферы и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников по поводу новых открытий в различных областях науки в целом. Художники часто имели техническое образование. Другим важным фактором, который повлиял на визуальные эффекты, был рост публикаций, книг, романов и коротких рассказов, а также выход научно-фантастических фильмов в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах.

Задолго до того, как мечта о космическом полете осуществилась, изобретатели и философы были убеждены, что путешествие между планетами и даже вселенными станет возможным. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации произведений Константина Циолковского. В них ученый высказал свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей вселенной. Циолковский прославился не только своей инженерной работой, но и убежденностью, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на организацию материи и ход природных процессов, а также стремлением найти путь к космическому разуму и установить органическую связь между человеком и космосом. Советские писатели высказывали самые невероятные версии столкновения с внеземными цивилизациями. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, космические фантазии отошли на второй план, уступив место хроникам реальной программы освоения космоса.

«Техника-молодежи», 1968, иллюстрация Е. Борисова, изображающая город на Луне.
Московский музей дизайна

— Как эти иллюстрации вписываются в общую эстетику советского дизайна?

— Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на ситуацию в стране. Это было связано прежде всего с тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры были наиболее эффективными средствами пропаганды. Они быстро и дешево печатались, и они представляли материал наглядно и живо, делая информацию визуальной и в целом понятной.

Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и мастерскими, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы и научно-исследовательские институты дизайна часто предоставляют убежище и официальную работу нонконформистским, подпольным художникам. Работая для журналов, они воплощали необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, создавали концептуальные эскизы для обложек и рисовали новую реальность, не имеющую ничего общего с их окружением.

Обычная советская эстетика подлежала стандартизации и унификации. Это был единственный подходящий дизайн в стране с плановой экономикой, где было почти невозможно представить что-то новое. Космическая и оборонная промышленность были единственными областями, для которых были построены новые производственные линии. Космос также стал ведущим мотивом в дизайне и архитектуре, начиная с 1960-х годов. В советской архитектуре сформировался так называемый «космический стиль». Строящиеся дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На игровых площадках появлялись удивительные планеты, ракеты и импровизированные научные станции, а стены детских садов и школ украшались звездами и галактиками. Изображения космонавтов стали появляться в оформлении станций метро. Космическая тема также доминировала в планировании и разработке народных праздников, которые наполняли жизнь советских людей и извещали о последних достижениях науки, таких как запуск новых кораблей. Улицы были заполнены лозунгами и плакатами: «Коммунисты прокладывают путь к звездам» и «Наука и коммунизм неразделимы».

— Во многих иллюстрациях кроме науки показывались чужие миры. Каково было отношение советского народа к такого рода научной фантастике?

Возможно, были секретные исследовательские институты, которые занимались поиском инопланетного разума, но мы не знаем этого наверняка. Советские люди не проявляли большого интереса к инопланетным мирам. Мой папа, советский инженер, всю жизнь читал научно-технические журналы. Когда я спросила его, есть ли инопланетяне, он ответил, что, возможно, они есть, но ему никогда не хотелось бы встретиться с ними. Космические исследования оказали влияние в основном на творческий класс советских людей. Встречи с инопланетными цивилизациями стали популярной темой в кино и мультфильмах.

«Техника- молодежи», 1955, иллюстрация Н. Колчицкого (слева).
«Техника- молодежи», 1969, иллюстрация Р. Авотина (справа).
Московский музей дизайна

Основываясь на книгах и рассказах, советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные фантастические мультфильмы с участием ученых и космонавтов в качестве консультантов производственного процесса. Многие фильмы стали настоящими хитами: невозможно было попасть на показы, а вокруг телевизоров собирались не только несколько поколений семьи, но и друзья и соседи.

— Как советское видение инопланетных миров развивалось с течением времени и изменилось ли оно после первой посадки на Луну?

— В 1950-х годах иллюстрации в журналах стали реалистичными: романтика космоса и ожидание новых открытий были заменены картинами вселенной, полученными в результате последних исследований. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Иллюстраторы журналов «Наука и жизнь» и «Знание-сила» все чаще изображали новейшие версии ракет и кораблей и передавали удивительно правдоподобные (даже если на самом деле они были просто фантазиями художников) подробности о полетах на Луну. Казалось, будто на страницах журналов публиковались реальные цветные фотографии, сделанные из космоса.

Однако изображения людей в открытом космосе в то время оставались крайне редкими. Практически все художники изображали исследователей и пионеров космических полетов внутри космодромов, где запускались ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах показывали Луну или планеты. На этих снимках человек был не главным героем, а частью футуристического пейзажа, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали аэродинамические машины в форме капель. Иллюстрации в журнале «Техника-молодежи» были исключением.

После того, как СССР и США совершили свои первые космические полеты, проекты журналов были немедленно заполнены изображениями человека в космосе. Космонавты швартовались, смотрели сквозь иллюминаторы на просторы космоса, гуляли по городам и командным центрам на других планетах. Масштабы фантазий стали совершенно другими. Если в 1950-х люди думали о том, какие технические инструменты позволят им освоить просторы Вселенной, то лишь спустя десятилетие художники уже проектировали звездные города, теплицы и огромные станции, где люди могли бы жить годами. Хрущевская оттепель нашла отражение не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Стиль стал ярким и футуристическим, полным ярких красок, и другие планеты казались дружелюбными, гостеприимными мирами. Начался новый авангардный цикл.

«Техника-молодежи», 1964, иллюстрации А.Побединского
Московский музей дизайна

В 1970-х произошел сдвиг в дизайне журналов в сторону психоделической графики с персонажами и деталями, необычными перспективами на иллюстрациях и более сложным повествованием. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием все еще иллюстрировались в основном черно-белыми рисунками и диаграммами — обложка и цветные вставки были единственными цветными элементами. На этом фоне «Техника-молодежи» считалась самым ярким изданием многие годы.

Тогда идеалистические образы исчезли, а иллюстрации стали мрачнее. К 1980-м годам не осталось ни следа от мечтаний 1960-х или футурологии 1970-х годов. Проекты печатных публикаций стали настолько реалистичными, насколько это было возможно, цвета стали менее яркими, а сюжеты иллюстраций были сосредоточены на повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже прекратилась. В 1972 году между Советским Союзом и Соединенными Штатами было подписано соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Темпы освоения космоса замедлились, а сообщения о работе на орбите стали обычными новостями.

— Расскажите о Вашей любимой иллюстрацииинопланетного мира из книги.

— Мне действительно нравятся обложки журнала «Знание — сила» № 12, 1969 и № 11, 1971. Они абстрактны и передают ощущение, что существуют некоторые параллельные реальности, другие микро- и макромиры. Абстрактные обложки, изображающие очень интуитивный, ассоциативный художественный образ неизвестного, отличают этот журнал от других научно-популярных публикаций, имеющих более реалистичные изображения на обложках.

«Знание-сила», 1969, работа С. Лухина с фотографией В. Бреля (слева).
«Знание-сила», 1971, иллюстрация С. Лухина (справа).
Московский музей дизайна

— Имеет ли сегодня отклик советский взгляд на космос?

— Интерес к нему возвращается, или правильнее сказать, что интерес никогда не угасал. Темы, популярные в 1960-х и 1980-х годах, снова актуальны: экология, альтернативная энергетика, разумное потребление, перенаселение и переработка отходов. Тогда это считалось футурологией, но для нас это уже реальность.

Сегодня, возможно, определенный романтизм исчез. Космос больше не рассматривается как самоцель, теперь это средство выживания: место, куда может быть перенесено вредное производство, или где можно найти новые источники энергии.

На сайте Роскосмоса (Российская государственная космическая корпорация) есть объявление о приглашении молодежи в программу подготовки космонавтов. Я нашла его, готовясь к этому интервью. Тем не менее, нет никакой шумихи вокруг этого, и объявление не было размещено ни в прессе, ни в социальных сетях. Теперь все понимают, что работа космонавта или астронавта такая же, как и любая другая.

Перевод статьи How Soviet Science Magazines Fantasized About Life in Outer Space.

Комментарий переводчика и любознательного читателя научно-популярных журналов 70-80 годов:

В советские времена кроме перечисленных журналов других источников научно-популярной информации и научно-фантастических рассказов и повестей попросту не было. «Очевидное-невероятное» — передача на телевидении, которую вел Сергей Капица, была довольно скучная и смотреть ее было тоскливо в большинстве случаев.

Лидерами были «Техника-молодежи», «Знание-сила», «Наука и жизнь», во втором ряду по популярности – «Химия и жизнь», «Юный техник», «Вокруг света». Кроме упомянутых в статье-интервью журналов издавался еще журнал «Уральский следопыт», задававший моду в научной фантастике. Подписаться на него тогда было практически невозможно. Так же невероятно трудно было достать приложение к журналу «Вокруг света» — литературный альманах «Искатель», публиковавший качественную отечественную и зарубежную фантастику, приключенческие, детективные, военно-патриотические произведения, научно-популярные очерки и статьи.

В стране всеобщего дефицита фантастика и научпоп тоже были в дефиците.

Войдите, чтобы видеть ещё 17 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Так, ключове слово — пропаганда. Без неї не було нічого