Китайские амбиции в космосе: что ждёт впереди?

2В закладки
headset Аудио
Запуск космической лаборатории Tiangong 2 (Тянгун-2) на ракете-носителе Long March-2F 15 сентября 2016-го года

1 октября 2019-го года Китай отметил 70-летие образования Китайской Народной Республики (КНР). Президент страны Си Цзиньпин воспользовался возможностью, чтобы заявить о том, что никакие силы не остановят и не помешают Китаю и его народу достичь поставленных целей.

Исследования космического пространства являются неотъемлемой частью “китайской мечты” о распространении власти и влияния Поднебесной, а также важнейшим компонентом стратегии военно-гражданской интеграции. Эти исследования в совокупности с военно-космическим потенциалом страны будут играть ещё большую роль к столетию республики в 2049-м году.

Так чего же нам ожидать от космической программы Китая в ближайшие 30 лет?

Большой план

Тайконавты внутри космического корабля Шэньчжоу

Космические амбиции Китая превосходят таковые у любой другой космической державы как по широте, так и по долгосрочности видения. Их стратегия последовательна и поэтапна. Сначала создаются условия для экономичного доступа в космическое пространство. Затем следует запуск своей собственной космической станции. Потом идёт освоение окололунного пространства. После этого создаются возможности для устойчивого присутствия на лунной поверхности: развёртывание производства, добычи солнечной энергии в космосе для обеспечения базы электричеством. Всё для поддержания присутствия человека на Луне. И когда будет достигнут этот этап, начнётся следующий — этап дальнекосмических пилотируемых исследований и добычи ресурсов на астероидах.

Китай активно инвестирует в космические технологии, которые помогут ему достичь этих целей.

В конце октября в Центр спутниковых запусков на острове Хайнань была доставлена ракета Long March-5. Её запуск запланирован на конец этого месяца. Инженеры потратили два года на устранение неисправностей ракеты после неудачного запуска в начале июля 2017-го года. От готовности этой ракеты, грузоподъёмность которой составляет 25 тонн (низкая околоземная орбита) и 14 тонн (геопереходная орбита), напрямую зависит Китайская программа по исследованию Луны (CLEP), в рамках которой в следующем году на поверхность спутника должна быть доставлена миссия по возвращению лунного грунта Чанъэ-5. Эта миссия будет состоять из орбитального аппарата, посадочного модуля и возвращаемой капсулы. В ходе Чанъэ-5 будут продемонстрированы: взлёт с поверхности Луны, сближение и стыковка на окололунной орбите, а также вход в атмосферу Земли.

Первый старт ракеты Long March-5

Ракета Long March 5 важна ещё по одной причине: Марс. В следующем году Китай намерен отправить свои первые исследовательские аппараты к Красной планете (ознакомиться с подробностями этой миссии вы можете в материале на сайте — прим. переводчика). Поднебесная попытается стать первой космической державой после США, которой удастся посадить и заставить работать полноценный марсоход.

К Луне

Китайские исследования Луны базируются на видении учёных и руководителей CLEP. Среди них главный научный сотрудник Оуян Цзыюань; главный конструктор миссии Чанъэ-4 Сунь Цзэчжоу; Лю Ханьлунь, который ответственен за эксперимент с биорегенеративным модулем жизнеобеспечения в этой миссии; а также У Вэйжэ — главный разработчик серии миссий Чанъэ.

Ещё в 2002-м году Оуян говорил о том, что Луна могла бы служить новым гигантским поставщиком энергии, и кто бы не покорил спутник первым — получит от этого огромную выгоду. Такое мышление в отношении космического пространства является продолжением стремлений Китая к превосходству на Земле. Вэйжэ уточняет, что цель Поднебесной — установить присутствие на Южном полюсе Луны к 2030-му году. В прошлом году глава CLEP Е Пэйцзянь сказал о том, что если Китай не воспользуется своими возможностями для установления постоянного присутствия на Луне, то другие страны одержат верх и Китай проиграет.

Технологии

Для достижения своих лунных целей и строительства космических солнечных электростанций (SBSP) Китай планирует использовать находящуюся в разработке сверхтяжёлую ракету Long March-9, первый испытательный полёт которой запланирован на 2030-й год. Ракета будет нацелена на первый запуск солнечных электростанций на геостационарную орбиту (2035-й), а также миссий Чанъэ-7 (исследование Южного полюса, 2030-й) и Чанъэ-8 (тестирование аддитивных технологий на Луне, 2035-й).

Сравнительные размеры ракет SLS, Long March-5 и Long March-9

По словам заместителя генерального директора Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) Ли Хуна, Long March-9 сможет доставить на низкую околоземную орбиту до 130 тонн полезного груза, а к Луне — космический корабль массой до 50 тонн. Гигантская ракета будет способна также отправить 44-тонный груз на переходную марсианскую орбиту. Она будет приводиться в движение кислород-керосиновыми двигателями нового поколения с тягой более 4900 кН. По оценкам CASC, для выполнения космических целей Китая в период с 2030 по 2035 год потребуется 10 таких ракет.

Китай стал первой страной в мире, которая создала завод по производству солнечных батарей для космической электростанции. Завод находится в Чунцине, а его финансирование полностью государственное и составляет 30 миллионов долларов. Среди исследуемых технологий — проектирование SBSP-спутников для работы на геопереходной орбите с использованием автоматической сборки и беспроводной передачи энергии на Землю.

Также Поднебесная инвестирует в ядерные ракетные установки с целью ускорения космических путешествий. Их ЯРД должны заработать к 2040-му году и обеспечить доступ к дальнекосмическим исследованиям и добыче ресурсов на астероидах.

Проектируемая ракета Hyperbola-2 компании i-Space

В Китае также поддерживается развитие частного ракетостроения. Частные компании Китая довольно молодые — большинству нет и пяти лет. Пока что наибольших успехов достигли компании OneSpace, LandSpace, LinkSpace и i-Space. Последняя является единственной на данный момент частной китайской космической компанией, которой удалось совершить орбитальный запуск (а о компании LandSpace на сайте выходил очень интересный материал с подробностями — прим. переводчика). Большинство из первоначально разрабатываемых китайскими частными компаниями ракет являются твердотопливными, но многие фирмы имеют планы на многоразовые жидкотопливные ракеты (как i-Space со своей Hyperbola-2, например).

В итоге

Си Цзиньпин взял твердый контроль над судьбой Китая. Под его руководством Китай не боится использовать свою силу и влияние на международной арене. Космические приоритеты Цзиньпина являются неотъемлемой частью стратегии в приравнивании “духа исследований космоса” к “историческому духу Великого Похода”, который предпринял Мао. Это ясно демонстрирует критическую важность освоения космоса для будущего Поднебесной.

Поскольку Китай стремится к доминированию в космическом пространстве, очень важно, чтобы мы понимали возможности, которыми он уже обладает, и возможности, которые он только создает. В противном случае в 2045-м году мы будем застигнуты врасплох: Китай станет ведущей космической державой с постоянным присутствием человека на Луне.

Войдите, чтобы видеть ещё 7 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Как по мне, так у КНР очень хорошие перспективы через лет 20 быть в лидерах. Да, сейчас США никому не догнать. Но, кто после США? РФ или ЕКА? Как по мне, так на подходе Китай. Они долго пыхтят, чтобы сделать то, что Маск на почти пустом месте сделал за 10 лет. 25 т на НОО? Да Фалкон 9 почти с такими параметрами и уже давно. Кроме того, у США есть и были другие ракеты. Но, как вот что мне вспомнилось https://1.bp.blogspot.com/-rZM1M8Cuma8/Vc7ZaE-aAnI/AAAAAAAAGxE/C-gy8Y9Lbvo/s640/2.jpg . США много чего могут и могли сделать, а не делают. Маск показал, что можно в действительности сделать. Для КНР космос - это приоритет, очень высокий, это одна из немногих отраслей, где они далеки от других. И они прикладывают очень значительные усилия, чтобы быть лучше других. А как на счет других? Какие планы? Запустить очередной телескоп? Сильно, ничего не скажешь. Даже текущая программа по высадке на Луну затянулась бы еще до середины 30-х, если бы текущий президент США не поставил жесткие рамки. А куда, мол спешить, никого в округе и близко нет.

В статье не описаны планы Китая заселить Луну и Марс (шутка)

Насправді ніхто і ніщо не стоїть на місці. Ні штати ні інші країни,очевидно, чекати не будуть коли ж Китай їх наздожене. Подивимось.