PopularEditorialNewBest

Таинственные частицы астероида Бенну

В закладки

Вскоре после прибытия космического корабля NASA OSIRIS-REx к астероиду  Бенну неожиданное открытие научной группы миссии показало, что астероид может быть активным или постоянно выбрасывать частицы в космос. Дальнейшее исследование Бенну и его образцов, которые в конечном итоге будут возвращены на Землю, может пролить свет на то, почему происходит это интригующее явление.

Это изображение астероида Бенну, выбрасывающего частицы с его поверхности 6 января, было создано путем объединения двух изображений снятых камерой NavCam1 на борту космического корабля НАСА OSIRIS-REx: изображение с короткой выдержкой (1,4 мс), на котором четко виден астероид, и изображение с длинной экспозицией (5 сек), на котором четко видны частицы.

Команда OSIRIS-REx впервые наблюдала событие выброса частиц на изображениях, снятых навигационными камерами космического корабля 6 января, всего через неделю после того, как космический аппарат вышел на свою первую орбиту вокруг Бенну. На первый взгляд частицы показались звездами позади астероида, но при ближайшем рассмотрении команда поняла, что астероид выбрасывает материал с его поверхности. Сделав вывод, что эти частицы не ставят под угрозу безопасность космического корабля, миссия приступила к специальным наблюдениям, чтобы полностью задокументировать это явление.

Среди многих сюрпризов Бенну выбросы частиц вызвали наше любопытство и мы потратили последние несколько месяцев на расследование этой тайны. Это прекрасная возможность расширить наши знания о том, как ведут себя астероиды.

Данте Лауретта, главный исследователь OSIRIS-REx в Университете Аризоны, Тусон.

Изучив результаты наблюдений, команда миссии описала свои выводы в научной статье, опубликованной 6 декабря. Команда наблюдала три крупных выброса частиц 6, 19 января и 11 февраля и пришла к выводу, что события произошли из разных мест на поверхности Бенну. Первое событие произошло в южном полушарии, а второе и третье произошли вблизи экватора. Все три события произошли ближе к вечерней стороне Бенну.

Команда обнаружила, что после выброса с поверхности астероида частицы либо частично облетели вокруг Бенну и упали на его поверхность, либо улетели от астероида в космос. Наблюдаемые частицы перемещаются до 10 футов (~3 метра) в секунду и имеют размеры до 4 дюймов (10 сантиметров). Приблизительно 200 частиц были обнаружены во время крупнейшего выброса, который произошел 6 января. Команда исследовала множество возможных механизмов, которые могли вызвать подобные выбросы, и сузила список до трех кандидатов: удары микрометеорита, разрушение под действием теплового напряжения и выделение водяного пара.

Метеоритные удары распространены в глубоком космосе и в окрестностях Бенну и вполне возможно, что эти небольшие фрагменты космического камня могли ударить Бенну, пока OSIRIS-REx не наблюдает за этим местом.

Команда также определила, что термический разрыв является еще одним разумным объяснением. Температура на поверхности Бенну резко меняется в течение 4,3-часового периода вращения. Хотя в ночное время на поверхности очень холодно, астероид значительно нагревается в середине дня, когда произошли три основных события. В результате значительного изменения температуры камни могут начать трескаться и разрушаться, и в конечном итоге частицы могут быть выброшены с поверхности. Этот процесс известен как термическое разрушение.

Выброс воды также может объяснить активность астероида. Когда водосодержащие глины нагреваются, вода может начать активно испаряться и создавать давление. Вполне возможно, что в валунах, где высвобождается поглощенная вода, нарастает давление, поверхность может разрушиться, что приведет к появлению частиц.

Вполне возможно, что задействованы более одного из этих возможных механизмов. Например, термический разрыв может повредить поверхностный материал разбивая его на мелкие кусочки, что значительно облегчает воздействие метеоритов на выброс гальки в космос.

Стив Чесли, автор статьи и старший научный сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, штат Калифорния.

Если термический разрыв, метеориты или то и другое на самом деле являются причинами этих выбросов, то это явление, вероятно, происходит на всех небольших астероидах, поскольку все они испытывают такое воздействие. Однако, если причиной этих событий является выделение воды, то это явление будет характерно для астероидов, которые содержат водоносные минералы, такие как, например, Бенну.

Эта анимация иллюстрирует смоделированные траектории частиц, которые были выброшены с поверхности Бенну 19 января. После выброса с поверхности астероида частицы либо частично облетели вокруг Бенну и упали на его поверхность, либо улетели от астероида в космос.

Гораздо больше возможностей по изучению активности Бенну откроется после того, как образец породы будет доставлен на Землю для изучения. Многие из выброшенных частиц достаточно малы, чтобы их можно было собрать с помощью механизма отбора проб космического корабля. А это означает, что возвращенный образец может содержать некоторый материал, который был выброшен и вернулся на поверхность Бенну. Определение того, что конкретная частица была выброшена и возвращена Бенну, может быть научным подвигом, похожим на поиск иголки в стоге сена. Однако материал, возвращенный на Землю из Бенну, почти наверняка расширит наше понимание астероидов и того, чем они отличаются и похожи. Несмотря на то, что явление выброса частиц пока остается загадкой, ключи к возможному её решению будут доставлены на Землю в форме данных и материала для дальнейшего изучения.

Ссылки