PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Почему мы до сих пор не вернулись на Луну?

Установка флага на Луне астронавтами «Аполлона-11» 20 июля 1969 года. Источник: NASA

Высадка 12 человек на Луну остается одним из самых больших достижений NASA, если не самым большим. Каждый раз во время схождения на поверхность астронавты собирали образцы пород, делали фотоснимки, проводили эксперименты, устанавливали флаги, а затем возвращались домой. Однако эти, относительно краткие, пребывания на спутнике за период программы «Аполлон» не обеспечили там длительного присутствия человека.

После того, как экипаж «Аполлона-17» последний раз высадился на Луне в декабре 1972 года, прошло более полувека. Сегодня есть достаточно причин для возвращения людей на гигантский запылённый спутник Земли. Исследователи и предприниматели уже долгое время настаивают на создании лунной базы, на которой размещался бы экипаж. Бывший астронавт Крис Хэдфилд считает:

«Постоянная исследовательская станция на Луне – следующий логический шаг. От нее до Земли было бы всего трое суток пути. Мы можем позволить себе ошибиться, но главное никого не убить. Поэтому есть очень много аспектов, которые необходимо учесть, а затем проверить, чтобы убедиться во всем, прежде чем углубляться в исследование космоса».

Лунная база могла бы стать местом для размещения складов горючего с целью выполнения миссий в далеком космосе, создания не виденных ранее космических телескопов; облегчить жизнь на Марсе и помочь разгадать древние научные тайны о нашей планете и возникновении ее единственного спутника. Строительство такой станции могло бы стимулировать процветание экономики за пределами Земли, возможно, даже развивающейся вокруг лунного космического туризма.

NASA же пообещало, что следующее посещение Луны состоится не ранее 2025 года в рамках программы «Артемида», в которой, кроме того, примут участие первые женщины.

Однако вернемся к основным причинам такого отставания. В этой статье астронавты объясняют, что, по их мнению, стало препятствием на пути к возрождению «маленького шага для человека, но гигантского скачка для всего человечества» еще один раз, но уже в 21 веке.

Действительно ли добраться до Луны столь дорого?

Наибольшей проблемой для любой программы космических полетов, особенно миссий с участием людей, всегда была высокая стоимость проектов.

Бюджет NASA на 2022 финансовый год составил 24,04 миллиарда долларов, что на 800 миллионов долларов меньше запроса президента в 24,8 миллиарда долларов. На 2023 год администрация Байдена обратилась в Конгресс США с просьбой увеличить его почти до 26 миллиардов долларов. Для сравнения, оборонный бюджет США на 2023 год составил около 858 миллиардов долларов.

На первый взгляд, такие объемы могут показаться неожиданными, если не принять во внимание тот факт, что общая сумма распределяется между всеми отделами агентства и их амбициозными проектами, например, космический телескоп им. Джеймса Уэбба, сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System (SLS) и отдаленные миссии к Солнцу, Юпитеру, Марсу, поясам астероидов и Койпера и границам Солнечной системы.

Кроме того, бюджет агентства немного мал по сравнению с прошлыми годами.

«Доля NASA в государственном бюджете США достигла максимума в 4% в 1965 году, – заявил астронавт «Аполлона-7» Уолтер Каннингем во время выступления перед Конгрессом в 2015 году. – За прошедшие 40 лет она оставалась ниже 1%, а за последние 15 – приблизилась к отметке в 0,4% от государственного бюджета».

В отчете NASA за 2005 год было подсчитано, что возвращение на Луну обошлось бы агентству около в 104 миллиарда долларов за период в 13 лет (162 миллиарда долларов на сегодня с учетом инфляции). Программа «Аполлон» стоила бы примерно 142 миллиарда долларов в современном пересчете.

«Пилотированные исследования – чрезвычайно дорогой и достаточно рискованный космический бизнес, а значит, для него труднее всего заручиться политической поддержкой», – отметил Каннингем в своей речи.

В интервью для журнала Scientific American он добавил: «Если руководящий орган, которым здесь выступает Конгресс, не решит выделять больше денег на такие инициативы, все это только «пустые разговоры». Относительно возвращения на Луну и миссий на Марс Каннингем отметил: «Бюджет NASA слишком мал, чтобы осуществить все то, о чем мы говорили».

Что не так с президентами или при чем здесь политика?

45-й президент США Дональд Трамп хотел вернуть астронавтов на Луну в 2024 году. Источник: Reuters/Carlos Barria

Президент Джозеф Байден, возможно, будет оставаться – а возможно и нет – на должности, когда NASA отправит астронавтов на Луну в 2025 году, а то и позже. Именно здесь кроется еще одна серьезная проблема – партийное политическое давление.

«Почему мы должны верить прогнозам президентов о том, что может произойти через две администрации в будущем? – сказал Хэдфилд. – Это всего лишь разговоры».

Бывший администратор NASA Джеймс Брайденстайн, руководивший агентством в период президентства Дональда Трампа, по вопросу возвращения на Луну сказал, что трудности, помешавшие США сделать это раньше, не связаны с достижениями науки или технологий. «Именно политические риски стали препятствием». Об этом он рассказал журналистам во время телефонного разговора в 2018 году:

«Если бы не политический риск, мы бы сейчас были на Луне… На самом деле мы, вероятно, были бы уже на Марсе».

Процесс планирования, проектирования и испытания космического корабля, способного доставить людей на Луну, вполне может занять два президентских срока. Однако законодатели и президенты, только вступающие в должности, часто отказываются от приоритетов предыдущих лидеров в освоении космоса.

«Я хотел бы, чтобы следующий президент поддержал бюджет, который позволит нам выполнить требуемую от нас миссию, какой бы она ни была», – написал Скотт Келли, бывший астронавт, который провел год в космосе, на форуме «Ask Me Anything» в Reddit в январе 2016 года, прежде чем Дональд Трамп вступил в должность.

Однако президенты и Конгресс, кажется, не часто заботятся о том, чтобы «держаться курса» своих предшественников. К примеру, в 2004 году администрация Джорджа Буша поручила NASA найти способ заменить вышедшие из эксплуатации шаттлы, а также поставила цель возвращения на Луну. Агентство разработало программу Constellation («Созвездие») для высадки астронавтов на поверхность спутника с помощью ракеты-носителя Ares и космического корабля Orion. Всего за пять лет NASA потратило 9 миллиардов долларов на планирование, создание и тестирование оборудования для будущих пилотируемых космических полетов.

Впрочем, после того, как пост занял Барак Обама и Офис правительственной подотчетности США (GAO) опубликовал отчет о неспособности NASA оценить стоимость Constellation, президент настоял на том, чтобы свернуть программу, и подписал контракт на ракету SLS.

Дональд Трамп же не отказался от SLS, однако изменил первоначальный замысел Обамы относительно пилотируемого запуска к астероиду, сместив приоритеты на миссии к Луне и Марсу. Его целью было возвращение астронавтов на спутник Земли уже в 2024 году в рамках программы «Артемида».

Подытоживая, можно сказать: столь частые изменения в недешевых проектах NASA привели к «отмене за отменой», многим годам потерянного времени, утрате около 20 миллиардов долларов и значительному замедлению темпов развития. Редким исключением из этой изменчивой президентской тенденции стал Байден, не игравший с приоритетными задачами предшественника Трампа относительно программы «Артемида», а также сохранивший Космические силы неизменными.

В 2015 году в своем докладе перед Конгрессом США бывший астронавт Базз Олдрин заявил, что, по его мнению, желание вернуться на Луну должно исходить прежде всего от Капитолия.

«Американское руководство вдохновляет мир, постоянно делая то, на что не способна ни одна другая нация. Мы продемонстрировали это на краткое время 45 лет назад. Я до сих пор не верю, что мы это сделали, – говорится в заявлении Олдрина. – Я считаю, что все начинается с двухпартийной поддержки устойчивого лидерства со стороны Конгресса и администрации».

Настоящей движущей силой этой поддержки и приверженности правительства к идее возвращения на Луну является воля американского народа, который отдает свой голос за политиков и помогает формировать их приоритеты. Однако общественный интерес к исследованию единственного спутника Земли всегда был слишком слаб. Даже в разгар программы «Аполлон», после того как Базз Олдрин и Нил Армстронг ступили на поверхность Луны, лишь 53% американцев сочли проект вполне оправданным. Позже длительное время их число колебалось ниже 50%.

Сегодня большинство американцев считают, что на этом этапе NASA должно сделать возвращение на Луну своей первоочередной задачей. Более 57% респондентов страны во время опроса INSIDER в декабре 2018 года заявили, что такой шаг важен для агентства. Из них около 38% высказались за то, что именно люди должны принять участие в высадке, в то время как остальные 19% отметили, что исследовать спутник смогут и роботы.

Опрос INSIDER, проведенный с участием 1037 респондентов платформы Surveymonkey Audience 1-2 декабря 2018 года. Источник: Samantha Lee/Business Insider / Insider Inc.

Для сравнения, пилотируемые миссии на Марс оказывают большую поддержку: в опросе Исследовательского центра Пью в 2018 году за это проголосовали 63% респондентов. В то же время 91% поддержали мнение, что важным также является исследование космического пространства на наличие опасных астероидов.

Трудности вне политики

Многие любители космоса уже давно рассчитывают на то, что очень скоро на Луне будет построена постоянная база. Однако суровые условия на поверхности спутника не делают его идеальным местом для проживания и развития человечества. Источник: NASA

Политическое «перетягивание каната» вокруг проектов, с одной стороны, и бюджета NASA, с другой, – не единственная причина, по которой люди не вернулись на Луну. Спутник Земли – это, прежде всего, смертельная ловушка с многочисленными кратерами и валунами, существующая уже более 4,5 миллиарда лет и которую не так просто обойти! Накануне первой высадки «Аполлона» в 1969 году правительство США потратило миллиарды долларов в современном пересчете на разработку, запуск и доставку космических аппаратов к Луне, чтобы составить карту ее поверхности и помочь планировщикам миссии в поиске мест для безопасной посадки лунного модуля.

Однако большее беспокойство вызывает лунный грунт, также известный как реголит, возникший в результате тысячелетних ударов метеоритов.

Луна покрыта «тонким, похожим на тальк верхним слоем лунной пыли, в некоторых регионах глубиной в несколько сантиметров, которая является электростатически заряженной из-за взаимодействия с солнечным ветром, абразивной и чрезвычайно липкой и очень быстро загрязняет скафандры, транспортные средства и системы», – объясняет Мадху Тангавелу, авиационный инженер из университета Южной Калифорнии, 2014 год.

Пегги Уитсон, первая женщина-командир Международной космической станции, пробывшая в космосе в целом 665 дней, ранее рассказала Business Insider, что у миссий «Аполлон» «было много проблем с пылью».

«Если мы собираемся проводить длительное время [на поверхности Луны] и строить места для постоянного проживания, мы должны выяснить, как с ней [пылью] справляться», – прокомментировала Уитсон.

Кроме того, дополнительные трудности создает солнечный свет, поскольку у спутника нет защитной атмосферы. Около 14 суток лунная поверхность «кипит» и бурлит, подвергаясь прямому воздействию ярких солнечных лучей. Следующие 14 суток проходят в сплошной тьме, что делает Луну одним из самых холодных мест во Вселенной. Учитывая это, NASA разрабатывает систему распределения энергии, которая могла бы обеспечивать астронавтов электричеством в течение длительных ночей на протяжении недель и была бы полезна на других планетах, включая Марс.

«Нет более «беспощадного» к окружающим условиям и более сурового места для жизни, чем Луна», – написал Тангавелу. – И все же, поскольку она так близка к Земле, нет лучшего места, чтобы научиться покорять такую среду».

В связи с этим, долгое время агентство проектировало устойчивые к пыли и солнечным лучам скафандры и луноходы; хотя никто не может сказать с уверенностью, готовы ли они к использованию.

«Безумные» миллиардеры на Луне?

Космический корабль компании SpaceX Starship на Луне с Землей вдали. Видение художника. Источник: Илон Маск/SpaceX в Twitter

Другой проблемой, по словам астронавтов, является возраст работников NASA. На сегодняшний день все больше опрошенных американских детей говорят, что мечтают стать звездами YouTube, а не астронавтами.

«Вы должны понимать, что молодежь имеет важное значение для развития такой деятельности. Средний возраст людей в Центре управления полетами во время миссии «Аполлон-13» составлял 26 лет, и они уже успели принять участие во многих проектах», – рассказывает бывший астронавт «Аполлона-17» Харрисон Шмитт.

Рассел Швайкарт, астронавт «Аполлона-9», поддержал эту обеспокоенность, отметив, что средний возраст сотрудников Космического центра имени Джонсона NASA приближается к отметке в 60 лет.

«Не таким образом достигают новаторских свершений и энтузиазма. Чувство восхищения й эйфории появляется тогда, когда программами руководят подростки и 20-летние, – добавил Швайкарт. – Когда ракетный ускоритель Илона Маска приземляется, вся его команда громко выкрикивает и подпрыгивает от восторга».

Илон Маск входит в группу тех, кого астронавт Джеффри Хоффман назвал «поколением миллиардеров, помешанных на космосе»: людей, которые разрабатывают новый частный комплекс ракет, способных садиться на Луну.

«Инновационные сдвиги, происходящие в течение последних 10 лет в сфере космических полетов, никогда бы не случились, будь это только NASA, Boeing и Lockheed, – подчеркнул Хоффман журналистам во время круглого стола в 2018 году. – И причиной было отсутствие мотивации снизить стоимость и привносить некоторые изменения, как сейчас делаем это мы».

Новаторство, о котором говорит Хоффман, – это работа аэрокосмических компаний SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса.

«Нет сомнений: если мы собираемся двигаться вперед, особенно если мы собираемся отправиться дальше Луны, нам нужен новый транспорт, – добавил Хоффман. – Прямо сейчас мы все еще живем в эпоху «старомодных» методов совершения космических полетов».

Желание многих астронавтов вернуться на Луну совпадает с долгосрочным видением Джеффа Безоса из Blue Origin. В 2018 году он заявил о планах строительства первой лунной базы с использованием будущей сверхтяжелой орбитальной ракеты-носителя New Glenn.

«Мы переместим всю тяжелую промышленность за пределы Земли, тогда как наша планета будет распределена для жилой застройки и легкой промышленности», – сказал он в апреле 2018 года.

Илон Маск также подробно рассказал о том, как его будущая система запуска многократного использования Starship сможет проложить путь к доступным и регулярным полетам на Луну. SpaceX, вероятнее, посетит наш спутник раньше Blue Origin.

«Я мечтаю, чтобы однажды Луна стала составляющей экономической сферы Земли, так же, как геостационарная и низкая околоземная орбиты, – сказал Хоффман. – Космос к геостационарной орбите уже является частью нашей повседневной экономики. Когда-то, я думаю, ею станет и Луна, и это то, ради чего следует работать».

Ракетные системы New Glenn от Blue Origin и Starship от SpaceX по сравнению. Источник: Orbital Today

Астронавты не сомневаются в том, вернемся ли мы на Луну и Марс. Это только вопрос времени:

«Думаю, полеты на Луну, а впоследствии и на Марс, в конце концов, состоятся, вероятно, не при моей жизни, – сказал Джеймс Ловелл. – Надеюсь, они будут успешными».

Войдите, чтобы видеть ещё 35 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Кричащая Эллен Рипли

Статья может быть и хорошая, только это не профильное издание. Поэтому тема раскрыта крайне поверхностно и много выдумок, ИМХО. Хм, крайне неудобно отвечать на текст... который не копируется... но понять можно. Почему до сих пор не вернулись на Луну? - потому что не сильно то и нужно было. Расходимся, статью можно не читать ). Высадка человека на Луну - это не просто большое достижение НАСА, а всего человечества. Можно список предпринимателей, которые настаивают на возвращении на Луну? Можно бизнесплан, как бабло возвращать? Было бы не плохо раскрыть тему роста экономики в космосе за счёт строительства базы за пределами Земли. Это как раз будет вложение в компании на Земле, которым дадут бабло на базу. Туризм - классная тема, только с НОО сложновато и крайне дорого. Луна - 1-2 порядка будет дороже, чем МКС на неделю. Бизнесплан с расчётом на 2+ тыс. миллиардеров - так себе, ибо это не просто отдай лярд, а ещё по здоровью пройди или вообще - есть ли у тебя желание. Да, есть с десяток человек, готовые лярд вложить на такое, может даже 100. Но опять же, что значит миллиардеры? - это не кэш, который лежит в банке на счету, а как правило - другие активы и пассивы. Забрать 1 лярд с этого уравнения может привести к плачевным результатам. Поэтому миллиардеры - крайне условное понятие. Кстати как часто летаем? Проект Созвездие и его отмена - просто чушь какая-то написана. Программу отменили не потому, что Обама захотел СЛС, а потому что Арес-1 провалился как РН. Кроме того - планы предшественников были крайне амбициозные - лететь на Орионе куда-то в далёкий космос - это крайне тупое решение, ИМХО. И после того, как РН вылетела в трубу, программу остановили и перенаправили наработки на более реальные цели. Это не проблема Обамы, а НАСА, что они так облажались. На фоне созданного Шаттла - Орион - просто возврат в 60-е года 20-го века. К тому же не в тему жахнул ипотечный кризис. Волл Стрит зажрались надули финансовый пузырь, который нужно было сдуть... за счёт других, но никак не их (то есть банков, ибо было бы ещё хуже). И да, кризис требовал решений, ибо предыдущие вели в никуда и были дорогие, поэтому СЛС - вполне логичное решение. Только и у них не было чётких планов - делаем тяжелую ракету, которая бы нас доставила в дальний космос, в т.ч. на Луну. Тот же Трамп захотел ускорить программу по высадке людей на Луну с 28-го на 24-й год. Разговор о том, что новая администрация отменяет решения предыдущей - крайне неоднозначное высказывание. Бабло даёт Конгресс, а президент США хоть имеет влияние, но никак не в таких масштабах. У него роль другая - глобальная геополитика и ВЭД. Да, он назначает главу НАСА, но мы то помним как тот же Бранденштайн ничего не мог поделать с Шелби и Конгрессом в целом? Дали бабло - работай, чего возникать то? Не нравится СЛС - вообще не будет ни на что бабло. Опять же, СЛС, с приходом Трампа после Обамы - программа по высадке на Луну только ускорилась. При Буше началась тема с частниками и концессией на снабжение МКС. Обама эту тему не закрыл, и при нём выросли такие компании как Орбитал и СпейсЭкс. Далее эта программа работала и далее и при Трампе, когда частная компания сделала КК и отправила людей на орбиту. При Трампе. Далее приходит демократ Байден и не закрывает эту шарагу, а наоборот расширяет - Луна, новые станции на орбите Земли - всё частное, а НАСА клиент (как главный). В этой цепочке есть определённые решения, которые зависят от президента, но в целом - президенты меняются, а глобальные решения - остаются. Тот же JWST - начали закладывать ещё в прошлом веке и ничего - полетел на 4-5 президенте. Они там подитоживают... отмена на отмене. Ну да, конечно отмена, ибо с такой работой на фиксированных контрактах - всё шло в никуда. Про возраст НАСА - это они хорошо заметили. Когда летели на Луну, то средний возраст был - 34 года.

Нервный Знайка

Як тоді Місяць був іміджевим проектом, так і зараз Артеміс, на 90% іміджева забавка. Справжнє повернення на Місяць повинне мати на меті створення постійної колонії, яка в перспектииві має вийти на самодостатність. І мати постійне населення. А от останню умову не дасть виконати гравітація. Тож, вахт не оминути. Хіба що як промзону використовувати. Але зоряної нації селенітів не станеться

Прекрасный Илон

Вот скажите, какой президентский срок нужен для космической отрасли? Четыре как в Америке мало, не успевают дорабатывать проекты. Двадцать как у России, много, начинают перерабатывать по третьему кругу.