PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Телескоп им. Джеймса Уэбба детально исследовал атмосферу экзопланеты

Экзопланета WASP-39b в представлении художника. Изображение: Melissa Weiss/Center for Astrophysics | Harvard & Smithsonian

WASP-39b была одной из первых экзопланет, которую исследовали учёные, как только она попала в объектив «Уэбба». На расстоянии в 700 световых лет от нас экзопланета размером с Сатурн вращается вокруг звезды ближе, чем Меркурий вокруг Солнца. Космическая обсерватория предоставила сверхдетальную информацию об отдельных атомах и соединениях в атмосфере этого «горячего Сатурна», а также выявила химическую активность и облака.

Открытия расписаны в пяти научных статьях, две из которых еще на рассмотрении. Одно из главных – открытие в атмосфере экзопланеты диоксида серы. Эта молекула появляется в итоге химической реакции высокоэнергетического света от звезды (подобным образом в верхних слоях атмосферы Земли образуется озоновый слой).

Впервые учёные увидели конкретные признаки фотохимии, которую позже применили в компьютерном моделировании к данным, требующим пояснения касательно такой физики. Кроме того, чрезвычайная близость экзопланеты к материнской звезде делает её интересным объектом для исследования влияния радиации.

Планеты рождаются и изменяются, вращаясь в «радиационной ванной» материнской звезды. На Земле такие превращения позволяют расцветать жизни.

Натальи Баталья, астроном из Калифорнийского Университета

Изображение, как может выглядеть WASP-39b, основываясь на текущих знаниях об экзопланете. NASA, ESA, CSA, Joseph Olmsted (STScI)

«Уэбб» наблюдал за планетой своим инфракрасным взглядом, когда та проходила перед своей звездой. Часть света проходила через атмосферу WASP-39b – разные атмосферные вещества поглощают разные цвета спектра, поэтому отсутствие тех или иных и говорило астрономам о наличии определённого атома или соединения.

Изучение состава атмосферы и соотношения одного элемента к другому поможет составить представление о том, как родилась планета. Так, результаты исследований указывают на то, что WASP-39b в своей истории переживала разрушения и слияния меньших тел, прежде чем окончательно сформировалась.

Большое содержание серы относительно водорода указывает на то, что на планете произошло накопление планетезималей, из которых некоторые элементы потенциально и попали в атмосферу. Также в ней гораздо больше кислорода, чем углерода, то есть первоначально планета формировалась вдали от своей звезды.

Казумаса Оно, исследователь экзопланет из Калифорнийского Университета

Такой точный анализ значительно превысил ожидания научного сообщества касательно инструментов телескопа им. Джеймса Уэбба. Полученные данные указывают на то, что космическая обсерватория сможет проводить широкие спектры исследований всех типов экзопланет, в том числе и небольших каменистых, как в системе TRAPPIST-1. Это открывает новый этап исследования миров за пределами нашей системы.

Войдите, чтобы видеть ещё 9 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Занимательная Лилу

> Це відкриває новий етап вивчення мирів поза нашої системою. Слово "Мирів" це Церковнослов'янська мова)) ?