PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Впервые за восемь лет пребывания на орбите Марса аппарат MAVEN запечатлел яркое световое шоу

Изображение орбитального аппарата NASA MAVEN одноименной миссии на орбите Марса в представлении художника. Источник: NASA/GSFC

Впервые за восемь лет работы на орбите Марса искусственный спутник для исследований марсианской атмосферы MAVEN стал свидетелем двух ультрафиолетовых полярных сияний разных типов. Они появились в результате солнечных бурь, начавшихся еще 27 августа.

MAVEN – единственный аппарат на Марсе, способный наблюдать солнечную активность и одновременно реакцию на неё марсианской атмосферы. Анализ в реальном времени, а также моделирование солнечных бурь от сервиса NASA Moon to Mars Space Weather Analysis Office позволяют команде искусственного спутника точно предсказывать, когда очередной солнечный шторм достигнет Красной планеты.

Правильное прогнозирование очень важно для защиты продолжающихся сейчас миссий и будущих исследований Марса людьми, поскольку, в отличие от Земли, Красной планете не хватает магнитного поля, которое служило бы щитом против разрушительного солнечного излучения.

Используя модели космической погоды по распространению солнечных корональных выбросов масс, мы определили, когда новый шторм достигнет Марса и повлияет на него. Это позволило команде MAVEN предвидеть некоторые необычные возмущения в атмосфере, ставшие следствием мощной солнечной активности.

Кристина Ли, член команды миссии MAVEN

Частицы от солнечных бурь вызвали в атмосфере Марса яркие полярные сияния в ультрафиолетовом диапазоне. MAVEN наблюдал два их типа: диффузное и протонное. Отчасти такая одновременность объясняется совпадением времени. На Марсе заканчивается сезон пылевых бурь, который случается ежегодно, когда планета находится ближе всего к Солнцу. Пыль подогревает атмосферу настолько, что водяной пар достигает больших высот, где его расщепляет солнечное излучение, в процессе чего высвобождаются атомы водорода. Когда солнечный ветер сталкивается с ними, дневная сторона планеты освещается ультрафиолетом. В этом случае протонное полярное сияние совпало с событием, когда более энергетические частицы прошли ещё глубже в атмосферу и вызвали полярное диффузное сияние по всей ночной стороне Красной планеты.

Такое световое шоу является сигналом для команды MAVEN грядущих перемен в поведении Марса. Сейчас Солнце увеличивает свою активность и в 2024-25 годах достигнет максимума. Поэтому в атмосфере Марса будут ожидаться новые события.

Увлекательно быть первыми в наблюдении таких сияний за достаточно продолжительный период работы миссии. Нам нужно еще многое узнать об атмосфере Марса и влиянии на неё солнечной активности. Наша команда не может дождаться следующих лет для наблюдений успехов MAVEN в самых экстремальных условиях за все время эксплуатации аппарата.

Шенон Карри, главная исследовательница миссии MAVEN