PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Самая мощная ракета в мире наконец возвращается после 3х летнего отсутствия

Falcon Heavy покидает башню во время своего первого полета 6 февраля 2018 года

Уже во вторник утром Falcon Heavy отправится в полет впервые с июня 2019 года, завершая длительный период бездействия самой мощной в мире действующей ракеты. С помощью 27 двигателей Merlin на первой ступени ракета доставит на орбиту две полезных нагрузки для космических сил США.

В преддверии этого долгожданного запуска USSF-44 естественно задаться вопросом — почему с момента последнего полета ракеты прошло более 40 месяцев. И, возможно, что еще более важно, предполагает ли это, что Falcon Heavy, разработка которого обошлась SpaceX полмиллиарда долларов собственных средств, был ошибкой?

Но сначала немного подробностей о запуске, который назначен на 9:41 утра по восточному времени (13:41) во вторник из Космического центра Кеннеди во Флориде.

Встретимся в ГЕО

Это будет первая миссия SpaceX «прямо на геостационарную орбиту», что означает, что мощная ракета Falcon Heavy выведет свою полезную нагрузку непосредственно на геостационарную орбиту с высотой почти 36 000 км над поверхностью Земли. Обычно такие полезные нагрузки выводятся на геопереходную орбиту, а затем бортовые двигатели спутника используются для его довывода на круговую геостационарную орбиту. Однако в этом случае всю работу будут выполнять первая и вторая ступени Falcon Heavy.

Мало что известно о двух спутниках, запускаемых в рамках этой миссии для космических сил. Основная полезная нагрузка засекречена. Вторичная полезная нагрузка — это небольшой спутник под названием Tetra-1, который является испытательным прототипом военного спутника для геостационарной орбиты.

В отправленном по электронной почте пресс-релизе, посвященном запуску, Космические силы не особенно помогли с описанием спутников: «Долговременный пропульсивный адаптер полезной нагрузки EELV (LDPE ESPA)-2 и Shepherd Demonstration будут нести различные полезные нагрузки, которые будут продвигать и ускорить развитие космических технологий в интересах будущих рекордных программ».

Спасибо, ребята, это супер ясно. Может быть, вы могли бы добавить еще несколько непонятных аббревиатур в следующий раз.

Что мы знаем точно, так это то, что эта миссия потребует, чтобы разгонный блок Falcon Heavy работал гораздо дольше, чем обычно, примерно шесть часов между первоначальным запуском его вакуумного двигателя Merlin и последним запуском. Это обеспечит хорошую проверку способности верхней ступени работать в течение длительного периода времени.

Почему так долго?

Длительный перерыв между полетами произошел не из-за нехватки ракет Falcon Heavy. По своей сути Falcon Heavy состоит из центральной ступени, которая представляет собой модифицированную версию первой ступени ракеты Falcon 9, и двух боковых ускорителей, которые несколько менее модифицированые теже первые ступени Falcon 9. Есть и другие структурные изменения, но, по сути, SpaceX может производить (и повторно использовать) примерно столько ракет Falcon Heavy, сколько необходимо рынку.

Просто, ну не было непреодолимого желания. Чтобы понимать спрос на Falcon Heavy (FH), за 40 месяцев с момента последнего запуска FH — SpaceX запустила ракету Falcon 9 111 раз. Это не означает, что спрос на Falcon 9 в 100 раз выше, но предполагает, что, продолжая улучшать характеристики одноядерной ракеты Falcon, SpaceX подорвала спрос потенциального рынка для Falcon Heavy, в сравнении с ожиданиями около десяти лет назад когда начинал разрабатываться.

Однако спрос все же есть. В последнее время проблема заключалась в задержке полезной нагрузки. Миссия USSF-44 была первоначально запланирована на декабрь 2020 года. Другая миссия Космических сил на Falcon Heavy, USSF-52, первоначально должна была полететь в октябре 2021 года. Миссия NASA Psyche Asteroid должна была полететь в сентябре, но также была отложена из-за неготовности полезной нагрузки.

По правде говоря, существует разумный спрос на большую ракету, такую ​​как Falcon Heavy. В текущем манифесте SpaceX есть еще 10 миссий Falcon Heavy до конца 2024 года. Некоторые из них вполне могут быть отложены из-за готовности полезной нагрузки, но клиенты есть.

Кто покупает?

Короткий ответ — правительство. Включая USSF-44, следующие 10 наиболее вероятных миссий для Falcon Heavy включают пять полетов для NASA, три для Космических сил США и два для частных клиентов.

Американские военные особенно заинтересованы в проверенном Falcon Heavy. Несмотря на то, что ракета Falcon 9 является мощной, она не способна охватить все девять эталонных необходимых для запуска орбит Министерства обороны, . Таким образом, с Falcon Heavy у SpaceX есть преимущество с точки зрения участия в торгах по контрактам на военные запуски. Единственная другая действующая американская ракета, способная на это, — это тяжелая ракета Delta IV United Launch Alliance, но она будет выведена из эксплуатации через два года. Его замена, Vulcan, еще не полетела.

Предстоящий космический корабль SpaceX и ракета-носитель Super Heavy, конечно же, смогут достичь всех девяти орбит. Хотя до «стабильной» конфигурации, требуемой правительством, вероятно, еще далеко, но она уже в пути. Из-за этого Falcon Heavy, вероятно, будет иметь ограниченный срок эксплуатации, сказал Тодд Харрисон, управляющий директор Metrea Strategic Insights.

«После того, как новый Super Heavy от SpaceX будет введен в эксплуатацию и будет иметь проверенную репутацию, чтобы гарантировать ее таким клиентам как национальная безопасность, Falcon Heavy больше не будет нужен», — сказал Харрисон. «Поэтому я подозреваю, что его срок службы, возможно, меньше пяти лет и, вероятно, всего несколько запусков за это время. Но когда он запускается, на него приятно смотреть, особенно когда эти боковые ускорители синхронно возвращаются на землю ».

Falcon Heavy также оказался популярным для некоторых ключевых научных миссий NASA, включая космический корабль Psyche, космический телескоп Nancy Grace Roman и Europa Clipper. NASA передало последнюю миссию SpaceX около года назад для запуска ее в 2024 году. Это была огромная проверка ракеты Falcon Heavy, поскольку NASA доверило большой ракете космический корабль стоимостью около 4 миллиардов долларов.

Наследие

Возможно, самым примечательным аспектом решения NASA запустить свою дорогостоящую миссию на Европу на ракете Falcon Heavy была его цена. Общая сумма контракта на пусковые услуги составила 178 миллионов долларов. Это, по сути, сэкономило налогоплательщикам США 2 миллиарда долларов, поскольку другая ракета-носитель, рассматриваемая NASA, Space Launch System (SLS), стоит 2,2 миллиарда долларов за запуск .

И все же Falcon Heavy не подтолкнул к разработке целого ряда новых научных миссий. NASA просто не настроило научное сообщество на использование недорогих тяжелых ракет, сказал Кейси Дрейер, директор по космической политике Планетарного общества. «У ученых просто нет стимула», — сказал он.

В первую очередь планировщики миссий и ученые обеспокоены снижением стоимости космического корабля и контролем его массы. Решение о ракете-носителе обычно остается за NASA и его Программой пусковых услуг. Falcon Heavy действительно не существует достаточно долго, чтобы изменить это положение вещей. Дрейер сказал, что есть шанс, что более крупный корабль Starship, который резко изменит ограничения по массе и объему для научных миссий, может в конечном итоге изменить то, как NASA выбирает научные миссии.

Первая ступень Falcon Heavy оснащена 27 двигателями.

Но если Starship — это будущее, к которому движется индустрия запусков, Falcon Heavy подтвердила правильность этого подхода. Это был первый случай, когда частная компания построила и запустила самую мощную ракету в мире. Это доказало, что аппарат с таким количеством двигателей первой ступени (27) может летать. (На первой ступени Super Heavy для Starship будет больше (33), но ненамного.) А видео двух ускорителей, приземляющихся бок о бок, оставило мощный отпечаток в умах широкой публики в отношении ценности повторного использования ракет.

Лори Гарвер, которая была заместителем администратора в NASA, когда SpaceX начала серьезно работать над разработкой Falcon Heavy, сказала, что ракета изменила дискуссию среди политиков о том, что может сделать коммерческий космос. Она просто хочет, чтобы обсуждение изменилось быстрее. «Переход запуска Europa Clipper с SLS на Falcon Heavy — это решение космической политики, основанное на реальности», — сказала она. «Но нам нужно больше таких решений».

Ошибка?

Так была ли ракета Falcon Heavy ошибкой? Это был вопрос, поставленный в начале этой статьи.

Давайте рассмотрим другую ракету с тремя ядрами, Delta IV Heavy, эксплуатируемую United Launch Alliance. До появления Falcon Heavy это была единственная ракета-носитель в США, способная выйти на все желаемые орбиты для Министерства обороны США, и она использовалась в самых тяжелых научных миссиях NASA. Falcon Heavy теперь вытеснил все эти функции, и его стоимость составляет от одной трети до половины стоимости Delta IV Heavy.

С момента своего дебютного полета в 2004 году Delta IV Heavy совершила 14 полетов. Он выйдет на пенсию через два года, в основном потому, что он дорог в эксплуатации, всего будет произведено 16 пусков. Кажется правдоподобным, что Falcon Heavy более чем превысит это количество за половину времени, прежде чем в конечном итоге уступит место Starship.

Так что по одному только этому показателю Falcon Heavy не был ошибкой. Скорее, это был взгляд в будущее.

Это перевод статья Эрика Бергера для Ars, источник