PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Аппарат NASA InSight впервые смог «услышать» столкновение метеороидов с Марсом

Эти кратеры появились в результате удара метеороида о Марс 5 сентября 2021 года. Снимок сделан орбитальным аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Синим цветом обозначен повреждённый в ходе столкновения грунт.
Изображение: NASA | JPL-Caltech | University of Arizona

Посадочному аппарату NASA InSight удалось зафиксировать сейсмические волны от 4 камней из космоса, которые упали на поверхность Марса в 2020 и 2021 годах. Это не только первые метеороидные удары, которые уловил аппарат, но и первый случай обнаружения сейсмических и акустических волн от столкновения.

В новой работе, опубликованной в издании Nature Geoscience, подробно описываются столкновения, которые InSight фиксировал на расстоянии от 85 до 290 километров от своего местоположения.

Первый из четырёх подтверждённых ударов был наиболее впечатляющим – метеороид вошёл в атмосферу Марса 5 сентября 2021 года, разорвавшись минимум на три осколка, каждый из которых оставил после себя кратер. Позже над предполагаемым местом падения пролетел орбитальный аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter, чтобы подтвердить местоположение. Монохромная контекстная камера CTX выявила три затемнённых пятна на поверхности, после чего с помощью камеры HiRiSe учёные получили цветной снимок кратеров крупным планом.

Изучая более ранние данные, исследователи пришли к выводу, что в прошлом случилось ещё три подобных столкновения – 27 мая 2020 года, а также 18 февраля и 31 августа 2021 года. Все они вызывали лишь небольшие “марсотрясения” с магнитудой не более 2.

Изображения трёх других кратеров, сейсмические волны от образования которых зафиксировал InSight. Снимки сделаны орбитальным аппаратом NASA Mars Reconnaissance Orbiter.
Изображение: NASA | JPL-Caltech | University of Arizona

Данные InSight в сочетании с орбитальными изображениями можно использовать для определения траектории метеороида и размера его ударной волны при входе в атмосферу и падении на поверхность, что создаёт звуковые волны. Чем сильнее взрыв, тем больше эти волны наклоняют землю, когда достигают InSight, сейсмометр которого достаточно чувствителен для измерения наклона поверхности от удара.

Учёные были озадачены, почему им не удавалось фиксировать такие столкновения метеороидов с Марсом, ведь планета находится рядом с главным поясом астероидов, а её атмосфера примерно в 100 раз тоньше земной, из-за чего метеороиды проходят сквозь неё, не распадаясь. Сейсмометр InSight зафиксировал более 1300 “марсотрясений”, но случай 5 сентября 2021 года является первым, когда именно удар был подтверждён как причина сейсмических волн. Большинство “марсотрясений” вызвано растрескиванием подземных пород от тепла и давления.

Команда посадочного аппарата предполагает, что другие столкновения могли быть заглушены шумом ветра или сезонными изменениями в атмосфере. Однако теперь, когда были найдены характерные отличительные черты сейсмических волн от ударов, учёные надеются найти больше скрытой информации в данных аппарата за четыре года его работы. Изучение того, как меняются результирующие сейсмические волны, когда они проходят через материалы поверхности, даёт ученым возможность изучать кору, мантию и ядро ​​Марса. Кроме того, такие столкновения играют определённую роль в уточнении временной шкалы Марса – подсчитав ударные кратеры, учёные могут приблизительно определить возраст поверхности планеты. Калибруя свои статистические модели на основе того, как часто они наблюдают столкновения, происходящие сейчас, учёные могут затем оценить, сколько ещё столкновений произошло ранее в истории Солнечной системы.

InSight пока ещё продолжает исследовать Марс. Скопление пыли на его солнечных панелях снижает мощность аппарата и в конце концов приведёт к отключению. Основываясь на последних измерениях мощности, инженеры предполагают, что посадочный модуль отключится в период с октября 2022 года по январь 2023 года.

Войдите, чтобы видеть ещё 10 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Тревожный Wall-E

> посадочный модуль отключится в период с октября 2022 года по январь 2023 года. Похоже, что прогноз для миссии улучшился, раньше предрекали середину лета - начало осени.