PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Астрономы обнаружили чёрную дыру с огромными джетами

Изображение: Jurik Peter | Shutterstock

Астрономы из Университета Западного Сиднея открыли чёрную дыру с одним из наибольших джетов, который когда-либо был обнаружен. Он тянется на почти миллион световых лет, вырываясь из чёрной дыры почти со световой скоростью.

Галактика NGC 2663, которая является домом для этой чёрной дыры, расположена “всего” в 93 миллионах световых лет от нас. Наблюдая её свет в обычный телескоп, мы видим самую обычную эллиптическую галактику, звёзд в которой в 10 раз больше, чем в Млечном Пути. Но когда учёные пронаблюдали её с помощью радиоинтерферометра ASKAP в Западной Австралии, они увидели, что из чёрной дыры в её центре вырывался поток вещества, протяжённность которого в 50 раз превышала размеры галактики. Если бы мы наблюдали его на своём небе, по размерам он превосходил бы Луну. Подобные джеты учёные наблюдали и раньше, но близость NGC 2663 и огромный размер джета – более миллиона световых лет – делают его одним из наибольших из когда-либо обнаруженных.

Работа под руководством Велибора Веловича была опубликована в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. “Эволюционная карта Вселенной” (EMU) – одно из главных радиоисследований ASKAP – показывает, что материя в межгалактическои пространстве “сдавливает” джет с разных сторон, создавая эффект аналогичный тому, который можно наблюдать в реактивных двигателях, когда давление вырывающегося сверхзвукового потока отличается от окружающего. В этом случае в джете мы видим огромные яркие пятна, известные как диски Маха.

Вверху: наблюдения джета чёрной дыры NGC 2663 с радиотелескопа ASKAP. Внизу: успешное испытание метанового ракетного двигателя в пустыне Мохаве. Фото: Mike Massee | XCOR

До случая с NGC 2663 этот эффект не проявлялся в таких масштабах, что свидетельствует о том, что вокруг галактики достаточно материи, чтобы давить на джет. И это замкнутый круг – межгалактическое вещество поступает в галактику, галактика образует чёрную дыру, дыра испускает джет, а джет, в свою очередь, тормозит поступление межгалактического вещества в галактику. Такие джеты влияют на то, как при эволюции Вселенной из газа образуются галактики и сейчас у учёных появилась возможность наблюдать этот процесс напрямую.

Звёздный Фёдор Дмитриевич