ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Этот необычный космический ламантин излучает поток частиц из своего “рта”

Туманность ламантина (W50) на изображении, полученном при помощи телескопа XMM-Newton. Источник: S. Safi-Harb et al (2022)

Туманность Ламантина, также известная как W50, считается остатком сверхновой, которая возникла в результате взрыва огромной звезды около 30000 лет назад. Её разбросанные по небу газовые оболочки охватывают область, равную четырём полным Лунам. В ядре туманности находится микроквазар SS433 (на фото он обозначен красной точкой), главным компонентом которого скорее всего является чёрная дыра, что достаточно необычно для остатка сверхновой. Из него сквозь газовые оболочки вырываются мощные джеты, движущиеся со скоростью около четверти скорости света, и создают формы с двумя лепестками.

Ламантин обратил на себя внимание ещё в 2018 году, когда Высокогорная Водная Черенковская обсерватория в Пуэбла в Мексике обнаружила наличие высокоэнергетических частиц с энергиями в сотни тэВ, но откуда эти частицы произошли, было не ясно. Космическая рентгеновская обсерватория XMM-Newton запечатлела фото этой туманности и сыграла решающую роль в определении местоположения потока — рентгеновский джет вырывается из “головы” ламантина, которая расположена приблизительно в 100 световых годах от микроквазара (слева) и простирается приблизительно на 300 световых лет.

Данные XMM-Newton на фото представлены жёлтым (мягкое рентгеновское излучение), пурпурным (средний рентген) и голубым (жесткий рентген) цветами. Красный цвет соответствует радиодиапазону, полученному с Very Large Array, а зелёный — оптическому с обсерватории Скинакас в Греции. Кроме этого, в исследовании использовались данные NuSTAR и Chandra.

Благодаря новым данным XMM-Newton, дополненным данными NuSTAR и Chandra, мы полагаем, что частицы разгоняются до очень высоких энергий в “голове” ламантина вследствие необычных процессов ускорения. Вероятно, туда пробился джет чёрной дыры, который был повторно заряжен высокоэнергетическим излучением из-за ударных волн в расширяющихся газовых облаках и усиленных магнитных полей.

Самар Сафи-Харб, руководитель исследования

Туманность и дальше будет использоваться как лаборатория для изучения широкого спектра астрофизических явлений, связанных с галактическими и внегалактическими источниками. Кроме этого, последующие исследования будущей рентгеновской обсерватории Athena Европейского космического агентства предоставят еще более важные сведения об этом космическом ламантине.