ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Погодный спутник случайно заснял потускнение звезды Бетельгейзе

Примерно каждые пару дней Бетельгейзе появляется на снимках японского метеорологического спутника Himawari-8.
Изображение: Taniguchi et al.

Почти три года назад потускнение звезды Бетельгейзе захватило дыхание всего мира. По воле случая, среди миллионов направленных в тот уголок созвездия Ориона инструментов оказалась камера японского метеорологического спутника Himawari-8 – и команда японских студентов не упустила шанс использовать эти нестандартные снимки для научных целей.

Расположенный на геостационарной орбите аппарат регулярно делает высококачественные снимки климатических условий на Земле, однако иногда в объектив попадают и астрономические объекты. Студенты заметили, что Бетельгейзе появлялась на снимках Himawari-8 каждые 1,72 дня на протяжении всего периода потускнения звезды. Более того, камера спутника работает в среднем инфракрасном диапазоне: по задумке конструкторов, это позволяло аппарату различать температуру в атмосфере и на земле. Однако такой диапазон хорошо подходит и для наблюдения за космической пылью – а именно она, как считают некоторые учёные, стала причиной потускнения, закрыв от нас часть света звезды.

Статья за авторством Дайсукэ Танигути, Синсукэ Уно и Кадзуи Ямазаки была опубликована 30 мая в издании Nature Astronomy. По данным спутника команда оценила количество пыли вокруг Бетельгейзе и пришла к выводу, что она была одной из нескольких причин снижения видимой яркости звезды. Согласно исследованию, в такой же мере «Великому Потемнению» способствовало и снижение температуры светила на 140°C. Эти выводы могут подтверждать одну из наиболее распространённых теорий – что охлаждение части поверхности Бетельгейзе привело к конденсации в пыль ранее выброшенного ей газа.

Исследователи уверены, что погодные спутники хранят в себе сильнейший нереализованный потенциал. Излучение в среднем инфракрасном диапазоне не проходит через атмосферу нашей планеты и потому невидимо для наземных телескопов. В то же время, чувствительных к нему инструментов крайне мало – особенно с прекращением работы космического телескопа «Спитцер» и запланированным списанием летающей обсерватории SOFIA. Наконец, хотя космический телескоп им. Джеймса Уэбба и может работать в среднем ИК, его ресурс, скорее всего, не захотят тратить на многолетние наблюдения за одним объектом – и именно эту нишу, по мнению студентов, обязаны занять метеорологические спутники.

Танигучи утверждает, что они с коллегами уже начали работу над другими проектами с использованием данных Himawari-8, включая составление каталога из десятков звёзд-гигантов и поиск инфракрасных транзиентов.

Я надеюсь, что другие астрономы тоже станут использовать в своей работе Himawari-8 или другие метеорологические спутники.

Полезный Дейв Боумэн