PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Белый Дом запросил для NASA почти 26 миллиардов долларов

Бюджет агентства на 2023 финансовый год может вырасти на 8 процентов в сравнении с предыдущим.

Белый дом. Фото: Wikimedia Commons

28 марта Белый Дом опубликовал проект государственного бюджета США на 2023 год. Согласно ему, в следующем году финансирование NASA составит 25,974 миллиарда долларов США – на 1,93 миллиарда долларов больше, чем в 2022-м. Документы, вскоре опубликованные самим агентством, свидетельствуют о приоритизации текущих проектов над новыми инициативами.

Исследование Земли

Из нового бюджета более 2,4 миллиарда долларов будет отведено на исследование Земли – на 350 миллионов больше, чем сейчас. Бо́льшая часть этих средств отойдёт программе Earth System Observatory – сети спутников для наблюдения за различными климатическими и геологическими процессами на Земле.

Планетология

Почти 170 миллионов долларов сверх текущего финансирования получит Mars Sample Return – 822,2 миллиона в 2023 году против 653 миллионов в 2022-м. Документы также подтверждают намерения NASA запустить два посадочных аппарата вместо одного, а также перенести миссию с 2026 на 2028 год.

В бюджете упоминается и миссия Europa Clipper – стоимость программы увеличилась на 703 миллиона; теперь она составляет около 5 миллиардов долларов. Причиной тому – эпидемия коронавируса, а также повышение предполагаемых расходов на эксплуатацию.

Эти изменения повлияют и на другие миссии. Так, в NASA заявили о прекращении финансирования программы International Mars Ice Mapper (I-MIM) – марсианского орбитального аппарата, совместно разрабатываемого космическими агентствами США, Канады, Италии и Японии – в связи с «необходимостью финансирования более приоритетных проектов, включая покрытие ожидаемого роста расходов на миссию Mars Sample Return», как говорится в бюджетных документах. Однако I-MIM составлял относительно малую часть расходов NASA – на него планировалось тратить от 30 до 40 миллионов долларов в год.

Помимо этого, откладывается работа над Near Earth Object Surveyor – космическим телескопом, предназначенным для обнаружения потенциально опасных для Земли околоземных объектов. Запуск аппарата перенесли с 2026 на 2028 год – также вследствие подорожания Mars Sample Return и Europa Clipper.

Астрофизика

По причине недостаточной продуктивности NASA предлагает завершить проект SOFIA – знаменитую «воздушную обсерваторию».

SOFIA – вторая по стоимости активная сейчас астрофизическая миссия NASA, однако научные результаты миссии несоизмеримы с результатами других крупных научных проектов.

Бюджетные документы NASA

Коммерциализация околоземного пространства

Агентство запросило 224 миллиона долларов на поддержку создания коммерческих космических станций – возможных преемников Международной космической станции. В 2022-м на это был выделен 101 миллион. По словам главы программы пилотируемых космических полетов NASA Кэти Лидерс, на это решение не повлияло вторжение России в Украину и последующие опасения по поводу будущего МКС.

Космические технологии

На эту категорию планируется выделить 1,438 миллиарда долларов – на 300 миллионов больше, чем в 2022-м. Средства пойдут на «разработку технологий, которые позволят улучшить возможности и снизить стоимость миссий NASA, усилить космическую отрасль США и открыть путь к новым типам исследований в космосе». Сюда входит тестирование новых и доработка уже известных систем, сотрудничество с образовательными учреждениями и бизнесом. Отдельно отмечено 30 миллионов на исследование способов борьбы с космическим мусором.

Системы освоения глубокого космоса

Согласно этой графе бюджета, программа Human Landing System получит 1,486 миллиарда долларов. Как именно будут распределены финансы в рамках проекта – неизвестно. Помимо этого, 779 миллионов отойдёт программе окололунной станции Gateway.

На проект SLS отвели 2,58 миллиарда долларов с целью «удачного выполнения миссии Artemis II и подготовки к Artemis III и IV, включая конфигурацию Block 1B и другие модификации». Для создания пилотируемого космического корабля для миссии Artemis II на 1,339 миллиарда профинансируют программу Orion.

Реакция

На проект бюджета представители отрасли отреагировали очень позитивно. Так, в Axiom Space похвалили увеличение финансирования на коммерциализацию околоземного пространства:

Серьёзный бюджет NASA даёт нашим клиентам и инвесторам знать, что агентство доверяет нашему видению.

Майкл Суффредини, президент и генеральный директор Axiom Space

Войдите, чтобы видеть ещё 21 комментарий, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Завистливый Бори Труно