ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Могли ли кирпичики жизни появиться на астероидах?

Учёные из NASA склоняются к утвердительному ответу: на метеорите удалось обнаружить недостающие фрагменты ДНК.

Азотистые основания могли попасть на Землю при помощи метеоритов. Химические соединения представлены структурными схемами; белым обозначены атомы водорода, чёрным – углерода, синим – азота, красным – кислорода. Изображение: NASA Goddard | CI Lab | Dan Gallagher

ДНК и РНК – соединения, необходимые для любой известной нам жизни. Именно в них содержатся «правила», согласно которым развиваются и функционируют живые организмы. Этот генетический код хранится в них в виде других «кирпичиков» – азотистых оснований аденина, гуанина, цитозина, тимина и урацила. До недавних пор из этих пяти оснований всего три были обнаружены в телах внеземного происхождения, то есть, в метеоритах. Однако в новой работе команда исследователей из NASA утверждает, что им удалось найти недостающие два.

Азотистые основания являются одними из множества производных органических молекул пиримидина и пурина – однако это разнообразие, к удивлению учёных, почти не наблюдается в метеоритах.

Интересно, что именно делает производные пурина и пиримидина такими особенными: в отличие от других органических соединений – например, аминокислот или углеводородов – их структурное разнообразие не проявляется в богатых углеродом метеоритах. Это странно, так как в нашей работе мы доказали возможность синтеза этих молекул во внеземной среде.

Ясухиро Оба, ведущий автор статьи

Два недостающих соединения – цитозин и тимин – отличаются от своих собратьев более хрупкой структурой. Скорее всего, именно она позволяла им скрыться от предыдущих попыток их обнаружить: ведущим методом поиска было погружение частиц метеорита в горячий раствор муравьиной кислоты, что, возможно, и разрушало молекулы. Чтобы избежать этого, команда Оба заменила кислоту на холодную воду, а также применила инновационные более чувствительные методы анализа химического состава раствора.

Находка учёных не может окончательно разрешить спор о том, была ли жизнь занесена на Землю извне или же возникла исключительно из первичного бульона. Однако обнаружение двух последних необходимых для жизни азотистых оснований, вместе с другими найденными в ходе этого исследования молекулами, определённо приближает нас к ответу на этот вопрос – и расширяет список соединений, доступных экспериментаторам при моделировании первых лет жизни на нашей планете.

Волшебный Марк Уотни

Азотисті основи - це ще зовсім не фрагменти ДНК чи РНК.

Спокойный Дмитрий Олегович