PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Ближайшая к Земле чёрная дыра – не то, чем кажется

Около двух лет назад научный мир облетело сенсационное заявление: группа учёных под руководством Томаса Ривиниуса объявила об открытии чёрной дыры звездной массы, находящейся всего в 1000 световых лет от нас.

Внимание астрономов привлекла звездная система HR 6819. Данные, полученные при помощи 2,2-метрового телескопа MPG/ESO, наилучшим образом объяснялись существованием системы из трех компонентов: чёрной дыры в центре и двух обращающихся вокруг неё звёзд. При этом период обращения одной звезды составляет 40 дней, а другая находится на гораздо более удалённой орбите.

Данное сообщение было встречено научным сообществом довольно прохладно, и, кажется, скепсис имел под собой все основания.

Система HR 6819 в представлении художника. Изображение: ESO | L. Calçada

Так, Юлия Боденштайнер из Католического университета в Лёвене (Бельгия), предложила иную интерпретацию полученных данных. По её мнению, звёздная система HR 6819 может являться не тройной, а двойной, состоящей из двух звёзд, обращающихся вокруг общего центра масс с периодом 40 суток. Такое было бы возможным, если бы одна из звёзд в прошлом отдала большую часть своей массы звезде-компаньону, то есть оказалась «раздетой».

Вскоре было проведено повторное изучение загадочной звёздной системы. Оно стало плодом совместной работы двух групп астрономов: авторов оригинального исследования, а также группы под руководством Эбигейл Фрост из того же Католического университета. В этот раз в качестве инструментов для наблюдений использовались Очень Большой телескоп (VLT) и Очень Большой телескоп-интерферометр (VLTI).

На данный момент VLTI является единственным наземным инструментом, который благодаря своей разрешающей способности позволяет получать новые данные о системе HR 6819, более полные по сравнению с ранее собранными.

Сценарии, между которыми мы выбирали, были вполне ясными, очень разными и легко различимыми при использовании правильного инструментария. Мы сходились в том, что в системе два источника света; вопрос был только в том, находятся ли они на тесно расположенных орбитах, как этого требовал сценарий «раздетой» звезды, или далеко друг от друга, что соответствовало сценарию с чёрной дырой.

Томас Ривиниус

Новые наблюдения как подтвердили отсутствие яркой звезды на удаленной орбите звёздной системы, так и позволили зарегистрировать два светящихся источника, расположенных на расстоянии ⅓ а.е. друг от друга. Это однозначно указывает на то, что HR 6819 – двойная система без чёрной дыры.

Успех этого исследования обусловлен не только уникальными характеристиками инструментов, но и удачным временем наблюдения за системой. Промежуток времени, в течении которого одна из звёзд поглощает атмосферу второй, по космическим меркам крайне непродолжителен. Но именно этот период наиболее благоприятен для наблюдения, и именно в этот момент учёные застали систему HR 6819.

Астрономы планируют более пристальные наблюдения HR 6819 с использованием приёмника GRAVITY, установленного на VLTI. Учёные будут вести длительные совместные исследования системы, чтобы лучше понять её эволюцию, более точно описать её свойства и использовать полученные знания для изучения других двойных систем.

Коррозийный Эрролович

Прочитав із задоволенням. Дякую, що навіть у цей важкий час, ви робите нас ближчими до зірок.