ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы обнаружили намёки на присутствие планеты в обитаемой зоне мёртвой звезды

Если открытие удастся подтвердить, этот мир станет первой из известных нам потенциально обитаемых планет на орбите вокруг белого карлика.

Взгляд художника на планету, находящуюся в обитаемой зоне белого карлика. Изображение: Mark A. Garlick

В рамках нового исследования учёные наблюдали за белым карликом WD1054-226, удалённым от нас на 117 световых лет. При помощи инструментов Европейской Южной обсерватории и космического телескопа NASA TESS они на протяжении 18 ночей измеряли изменения в свете, доходящем до нас от звезды – и обнаружили провалы в яркости, соответствующие 65 облакам планетарных обломков, равномерно расположенным на 25-часовой орбите вокруг карлика. Именно такая регулярность транзитов заставляет учёных полагать, что эти на структуры оказывает влияние гравитация близлежащей планеты.

Структуры, которые мы обнаружили – размером с Луну, однако больше напоминают бесформенные кометы, чем твёрдые сферические тела. Мы пока что не можем найти объяснение их «правильному» поведению. Возможно, что их орбитальное расположение обусловлено гравитационным влиянием планеты по соседству: без него они бы рассеялись под действием трения и столкновений. Примером такого явления в Солнечной системе является то, как гравитация спутников Нептуна и Сатурна помогает создавать кольцевые системы этих планет.

Джей Фарихи, ведущий автор исследования

Обитаемая зона белого карлика намного меньше, чем у звёзд других классов: расстояние от WD1054-226 до предполагаемой планеты составляет около 2,5 миллиона километров, почти в 60 раз меньше, чем от Земли до Солнца. По мнению авторов исследования, орбита, на которой находился этот мир и «выдавшие» его кольца космических обломков, находилась под поверхностью звезды, когда та была в стадии красного гиганта. Это означает, что планета относительно молода. Но для подтверждения её присутствия требуется больше доказательств.

Более 95% всех звёзд со временем становятся белыми карликами – после того, как светило истощает запасы водорода, остаётся только горячее ядро, которое медленно остывает в течение миллиардов лет. Астрономам сложно находить планеты у белых карликов, поскольку эти звёзды намного тусклее солнцеподобных. Пока у учёных есть лишь свидетельства существования газового гиганта у белого карлика – о его открытии стало известно в октябре прошлого года. Так или иначе, подобные открытия могут дать понимание того, что ждёт Солнечную систему в далёком будущем.

Войдите, чтобы видеть ещё 25 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Занимательный Армстронг Н.

Нашёл в книге Блинников С.И. "Белые карлики" вот такой вот график: https://thealphacentauri.net/wp-content/uploads/2022/02/white_dwarf.png Из него следует, что на наиболее интересном с точки зрения зарождения и развития жизни промежутке существования белого карлика - с 300 000 000 до 3 000 000 000 лет - его светимость падает ориентировочно вдвое каждый миллиард лет. Для сравнения, за всю историю существования жизни на Земле Солнце изменило свою светимость ориентировочно на 20%... Смею предположить, что с такой скоростью изменения светимости никакая жизнь появиться просто не может: если сейчас планета в зоне обитаемости, значит всего несколько сотен миллионов лет назад на этой планете от жары кипели океаны. Ну, точнее, эти океаны просто не появились, т.к. до того было ещё жарче. И даже если сейчас от куда-то на планету свалится вода, всего через несколько сотен миллионов лет, прежде чем успеет появиться клеточная жизнь, эта планета полностью замёрзнет.

Отличный Знайка

ну я бы не назвал белый карлик мертвой звездой, вот когда он остынет, тогда да...

Завистливый Илон

А вокруг белого карлика в зоне обитаемости возможна жизнь? Он ничем там супер жёстким не облучает? вспышки не даёт стерилизующие?