ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы обнаружили свидетельства существования спутника у экзопланеты

Команда астрономов из Колумбийского университета нашла в архивных данных признаки наличия спутника у далёкой экзопланеты. Объект получил название Kepler 1708b-i. Он вращается вокруг удалённого от нас на 5700 световых лет газового гиганта Kepler 1708b, а его радиус больше земного в приблизительно 2,6 раза.

Kepler 1708b-i – уже второй объект подобного типа, открытый командой под предводительством астронома Дэвида Киппинга. В 2018 году ими же был обнаружен первый кандидат в экзолуны, Kepler 1625b-i – спутник размером с Нептун – тоже на орбите вокруг газового гиганта.

Спутник у экзопланеты-гиганта в представлении художника. Изображение: Helena Valenzuela Widerström

В обоих случаях родительские планеты обращались на большом удалении от своих светил. Учёные специально концентрировали поиски вокруг холодных газовых гигантов с широкими орбитами: чем сильнее гравитация тела, и чем дальше оно расположено от своей звезды, тем больше вероятность наличия у него спутников. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на Юпитер и Сатурн – вместе у этих двух гигантов более ста лун.

Схожесть двух суперлун в размере тоже вполне ожидаема – дело в том, что большие тела намного проще выявить при помощи имеющихся у нас технологий. Как утверждают астрономы, с течением времени мы, вероятно, будем находить экзолуны всё более привычного для нас размера.

В текущем исследовании команде пришлось изучить 70 самых холодных газовых гигантов, запечатлённых космическим телескопом «Кеплер». Свидетельства наличия спутника, которые не удалось объяснить шумом, вращением телескопа или другими факторами, были выявлены только у Kepler 1708b. Поиск проводился при помощи транзитного метода.

Детали исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Экзолуны интересуют астрономов по тем же причинам, что и экзопланеты. Они могут показать нам, как и где возникла жизнь во Вселенной. Кроме того, они любопытны сами по себе: учёные хотят знать, как подобные объекты формируются, могут ли они поддерживать жизнь и как они влияют на пригодность для жизни их родительских планет.

Насчёт формирования кандидатов в экзолуны учёные выдвигают несколько гипотез. Согласно первой, они, подобно спутникам Юпитера, могли образоваться из диска материи, окружающего родительскую планету. Вторая гласит, что раньше спутники и сами могли быть планетами, но были захвачены гравитационными полями своих гигантов.

Как отмечают авторы работы, для подтверждения открытия необходимо больше данных – пока что команде удалось «поймать» только два транзита экзолуны на фоне своего светила. Некоторые астрономы имеют сомнения по поводу исследования, списывая находку на помехи в данных, однако все сходятся во мнении, что до проведения дальнейших наблюдений делать однозначные выводы не стоит. Сам Киппинг считает, что усилия стоят того, и припоминает скептицизм, с которым однажды воспринимали первые открытия экзопланет.

Ведущий автор исследования Дэвид Киппинг рассказывает об открытии (EN). Видео: Cool Worlds Lab