ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

«Чанъэ-5» обнаружил воду на Луне

Это первый раз, когда подобное заявление основывается на данных измерений, проведённых непосредственно на поверхности нашего спутника.

(А): Фотография места взятия образцов вместе с фрагментом породы, который был проанализирован при помощи спектрометра. (B): изображение того же места, полученное спектрометром; разрешение – от 0,4 до 1,0 мм/пиксель. Изображение: Honglei Lin et al. | Science Advances, 2022

До сегодняшнего дня в основе всех предположений о присутствии воды на Луне лежали наблюдения с поверхности нашей планеты, данные, полученные с аппаратов на орбите Луны, или же анализ доставленных на Землю образцов лунного грунта. Теперь же посадочный аппарат в составе китайской миссии «Чанъэ-5» предоставил первые доказательства наличия воды непосредственно «с места».

Главной задачей посадочного аппарата, который успешно прилунился 1 декабря 2020 года, был сбор и отправка на Землю образцов лунных пород. Кроме этого, аппарат провёл спектральный анализ грунта вблизи места взятия проб. После того как полученные данные были обработаны с целью снизить помехи от излучаемого поверхностью Луны тепла, группа учёных во главе с исследователями из Китайской академии наук смогла измерить содержание воды в реголите, а также в осколке породы, расположенном неподалёку. Их научная работа была опубликована в издании Science Advances.

В то время как в содержание воды в грунте составляет около 0,012%, что подтверждается анализом доставленных аппаратом образцов, в каменной породе оно оказалось выше – 0,018%. Как считают исследователи, возможным объяснением этому является неизвестный источник воды под поверхностью нашего спутника.

Помимо прочего, это открытие обеспечивает учёных ценным геологическим контекстом для анализа проб. Как показывают данные, фрагмент каменной породы старше, чем окружающий его сейчас грунт. Это, вместе со значительной разницей в концентрации воды, может свидетельствовать о её низком содержании в мантии Луны, или о произошедшей в прошлом дегазации мантии в этой области спутника.