ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Итоги 2021 года для редакции Alpha Centauri

Участники редакции делятся впечатлениями от уходящего года.

Марк Романов, главный редактор

2021-й был… разным. Сразу хочется отметить, что год несколько разочаровал касательно планов изучения Луны. Все три научно-исследовательских миссии, которые планировались на вторую половину года, были перенесены на следующий (речь, если что, про «Луна-25» от Роскосмоса, Peregrine: Mission 1 от компании Astrobotic и IM-1 от компании Intuitive Machines). Негативные изменения коснулись и программы «Артемида»: тут вам и задержки в разработке скафандров, и всевозрастающая стоимость ракеты SLS и космического корабля Orion, и сложная ситуация с программой разработки пилотируемых посадочных аппаратов (Human Landing System). В общем, с Луной нам в этом году не особо повезло.

Чего нельзя сказать о Марсе. Такого внимания, как в 2021-м, Красной планете не оказывали никогда: весной этого года к ней прибыла настоящая армада космических аппаратов из трёх стран. На поверхность высадились два новых марсохода: первый китайский и пятый американский. А марсианская орбита пополнилась китайским и арабским зондами. Не отметить ошеломляющий успех винтокрылого аппарата NASA Ingenuity попросту нельзя: его разработчики до последнего сомневались в успехе миссии. Итог: 18 успешных полётов марсианского вертолётика. Можно сказать, что первая половина года определённо была «марсианской».

Но тут случилось чудо! В NASA наконец-то вспомнили о существовании в Солнечной системе такой планеты как Венера! И утвердили аж целых две миссии к ней – DAVINCI+ и VERITAS. Правда, запущены они будут лишь в конце текущего десятилетия. Но мне, как человеку, который всегда рад узнать что-то новое о малоизученных планетах Солнечной системы, эта новость согрела душу. Осталось запустить космические аппараты в окрестности Урана и Нептуна – и будет просто здорово!

Помимо этого, хочу отметить, что на протяжении всего года красной нитью проходила тема космических станций. Китай начал строить собственную в апреле, выведя на орбиту модуль «Тяньхэ» и уже отправив туда две пилотируемые экспедиции. Во второй половине года новыми модулями пополнилась МКС – в состав станции вошли российские «Наука» и «Причал». Кроме того, NASA наконец-то начало спонсировать создание частных космических станций. Поддержку получили три проекта. Суммы не очень большие, но перспективы коммерциализации низкой околоземной орбиты радуют!

Такой вот он, 2021-й. Ждём больше интересных и ошеломляющих космических событий в следующем году!

Михаил Иванов, редактор «Космосправочной» и блока SpaceX

Этот год для меня поделился на две части. В первой проходили эпичнейшие испытания прототипов Starship. SN10, который сел и взорвался, произвёл наибольшее впечатление своим успехом вместе с трагическим разрушением. Ну или «вторым незапланированным полётом» — называйте кому как нравится. SN11, взорвавшийся в плотном тумане перед посадкой, оставил ощущение какой-то пустоты и недосказанности, а вот последующий полностью успешный полёт SN15 с безукоризненной посадкой занял особое место в моём сердце.

Марсоходы, не забуду и про них. Посадка Perseverance 18 февраля в прямом эфире «по приборам» и последующий релиз кадров этой колоритнейшей посадки буквально заставили меня бегать и восхищённо кричать (странно при этом подпрыгивая). А полёты вертолётика Ingenuity — это просто «отвал башки». Уж простите, другие эпитеты будут недостаточно эмоциональны. Отдельно стоит упомянуть китайский марсоход Чжужун, который в ходе миссии Тяньвэнь-1 вместе с посадочной платформой совершил успешную посадку 14 мая. Идея небольших отсоединяемых камер, которые снимают кадры и пересылают информацию без проводов, оказалась очень воодушевляющей и была опробована ещё во время перелёта китайской станции между планетами. Надеюсь это решение будет применяться более широко.

Оставшаяся часть года в индустрии, по большей части, прошла в подготовительной работе. Которая куда менее интересна общественности, однако следует понимать, что без неё невозможны новые свершения и высоты.

Совсем под конец года был запущен JWST. Так что следующий 2022-й год станет частью этапа , когда надежда всех астрономов будет путешествовать к месту своей работы, одновременно разворачивая главное зеркало, отражающие поверхности и прочее.

Напоследок могу сказать, что от 2022-го жду также новых испытательных полётов, ведь не только SpaceX собирается запустить свою экспериментальную ракету, но и другие игроки, как минимум Relativity Space.

Артур Лебедев, автор

В этом году было множество событий, достойных упоминания. И практически каждое из них способно (в потенциале) серьёзно повлиять на космическую индустрию, а в некоторых случаях даже на наше понимание всей Вселенной. И да, я веду речь о телескопе имени Джеймса Уэбба, который должен быть запущен буквально пару дней спустя после написания мной этих строк. И хотя до первых переданных им данных пройдут многие месяцы (на достижение им нужной орбиты и развёртывания), но по значимости запуск этого аппарата всё-таки перекрывает все остальные события (несомненно тоже весьма важные) этого года. Можно долететь до Луны и Марса, научиться очень дешёво, а при развитии некоторых перспективных технологий практически за копейки, запускать спутники и другую полезную нагрузку в космос, но ответы на фундаментальные вопросы, на мой взгляд, всё-таки гораздо-гораздо важнее.

Понимание механизмов формирования звёзд, планет, галактик способно помочь нам совершить следующий технологический рывок, чтобы Марс оказался, условно, в паре часов полёта, а до Титана можно было бы добраться всего за сутки. Фантастика? На сегодня да, но дайте человечеству еще сотню-другую лет и, возможно, мы достигнем таких высот, что Starship будет казаться чем-то вроде старой поскрипывающей повозки, ведомой уставшей и медленной клячей.

Ну а положительный ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, уж точно способен перевернуть с ног на голову многочисленные религиозные догмы и породить совершенно новые философские концепции. Да что там, контакт с внеземной цивилизацией полностью изменит представление о нашем месте во Вселенной, а возможно и о физических и технологических ограничениях.

Ещё не могу не упомянуть интереснейший стартап SpinLaunch, который смог провести в ноябре первые испытания системы кинетического запуска объектов в космос. Да, пока что многие смотрят на этот проект со скептицизмом, но позвольте напомнить, что совсем недавно и на Маска смотрели как на эксцентричного чудика, зачем-то решившего сажать первые ступени ракет. Когда-то это тоже казалось странно и немного неуместно. Зато если мы сможем запускать полезную нагрузку с помощью наземных ускорителей, раскручивающих ракеты в вакуумной камере до запуска, это действительно поможет построить условные города на Луне. Подобный фокус, разумеется, с людьми не сработает, но уменьшит затраты в разы, а это стоит того, чтобы по крайней мере попробовать реализовать данную идею на практике.

Ну а в следующем году мне хотелось бы увидеть первый запуск ракеты New Glenn (хотя я практически уверен, что это произойдёт не раньше 23, а то и 24 года), достижения телескопом имени Джеймса Уэбба запланированной орбиты с последующим началом работы и, конечно, же первого суборбитального полёта Starship. С приходом частных компаний и нарастающей конкуренции космос начинает оживать и это не может не радовать всех нас, мечтающих побыстрее переселиться на Марс о всех тех поистине невероятных возможностях, что рано или поздно откроются человечеству при покорении нашей планетарной системы, а потом и всей галактики.

Максим Рудь, автор сценариев и анимаций

Скрывать не буду — весь год прошел в режиме держания кулачков за “Старшип”. Сам формат «постройки-взрыва-постройки очередного прототипа» напоминал увлекательную стратегию в реальном времени 🙂 После SN9 думал «вот все, осталось совсем чуть-чуть и мы увидим посадку», и потом SN10 … Фурор, иначе происходящее назвать нельзя. Всё как в фильмах: многообещающая завязка после маленькой оплошности с двигателем, захватывающая дух кульминация при выполнении маневра по развороту и все счастливы на развязке.

“Оно сидит!” было выкрикнуто много-много раз. Вот только сцена после титров с эпичным взрывом явно намекала на сиквелы. Для меня тогда “старшип” уже сел и волноваться по поводу суборбитального запуска в ближайшем времени вообще не стоило… Потом какое-то недоразумение со внезапными обломками на площадке вместо SN11, изнурительные переносы запуска SN15 и всё—таки “оно село”. Село и снова загорелось. Тушение пожара и, наконец, цикл по запуску не то водонапорной башни, не то кальмара закончился хэппи эндом. Можно много рассуждать о странных методах разработки и организации производства, но… Вдуматься только мы стали свидетелями того, как первый в мире корабль, по высоте превосходящий всю ракету “Союз”, на первых в мире двигателях закрытого цикла с полной газификаций, в воздухе развернулся в горизонтальное положение, и так то ли падал, то ли плыл до самой земли, а в последний момент снова развернулся, стал «нормальным кораблём» и сел!

Не могу не подчеркнуть важности посадки Perseverance. Мало того, что это был уже пятый успешно запущенный марсоход от НАСА так ещё и с вертолетом на борту! Ingenuity стал первым в мире воздушным аппаратом летавшим в атмосфере другой планеты. Он совершил уже целых восемнадцать вылазок! Можно с уверенностью сказать, что “малыш” прыгнул выше головы, ведь это была демонстрационная миссия. Добавьте сюда ещё и качественные съемки посадки марсохода, с демонстрацией полного процесса и даже работы “Небесного крана”.

Именно такая демонстрация инженерного искусства и подогревает во мне веру в будущее человечества. Также стоит упоминания первый китайский марсоход “Чжужун”. Представить только, двадцать с лишним лет по Марсу ездили только американские марсоходы. Это большое достижение для Поднебесной, ведь мы помним как тяжело просто посадить хоть что-то на Марс, не говоря уже о колёсном транспорте.
Вымученная четырнадцатью годами обещаний стыковка “Науки” с последующими каруселями в составе “МКС” вызвала у меня только гнев. Я уже не говорю о последующей реакции “Роскосмоса”…

Разочаровал (очень-очень) перенос “Артемиды”. Ну, зато NASA и Arianespace сделали нам подарок на Новый год и таки запустили “Джеймса Уэбба” 🙂

Дмитрий Соколов, дизайнер, ведущий

Для меня год прошёл в слегка тихом режиме, не было особо возможности следить за всем происходящем в мире космоса, но держать руку на пульсе как-то успевал. Почему, собственно, мой текст будет короче, чем у остальных.

Основное внимание было, конечно, на уже сто раз упомянутом, детище компании Маска – Старшипе. Больно хотелось увидеть орбитальный полёт, но это же проект SpaceX, а в них без переносов не бывает 🙂

Perseverance с вертолётиком Ingenuity лично я считаю событием года, потому что миссия уж очень интересная, правда, ещё долго придётся ждать пока собранные образцы марсианского грунта доставят на Землю (а ещё вертолёт на Марсе это круто, пока это смогут переплюнуть только пилотируемая высадка либо старт ракеты с Марса, хотя бы небольшой и с теми самыми образцами).

Почему не запуск JWST стал событим года? Всё просто – оно тянет на событие десятилетия. Все эти годы работ и потраченные деньги наконец отправились в космос и потихоньку начнут приносить плоды для научного сообщества и для нас с вами.

В принципе, это всё о чём я хотел сказать про уходящий год. А про приходящий могу сказать лишь одно – ЖДЁМ БОЛЬШИХ РАКЕТ (привет Старшип и СЛС).

Ирина Ларина, редакторка

Этот год хочется назвать «проходным» или даже разочаровывающим, что, конечно, будет отчасти несправедливо. С одной стороны, ряд проектов и правда переживал очередные переносы или проблемы, но больших событий в космонавтике хватало тоже. Так что соглашусь с Марком насчёт того, что год получился разным. Постараюсь не повторять своих коллег и отметить основные моменты, которыми для меня запомнился 2021-й.

Начнём с хорошего: это, конечно же, прибытие трёх новых межпланетных миссий к Марсу. Особенно радуют успехи первого летательного аппарата на Марсе. Хочется верить, что Ingenuity смог проложить путь для следующих таких миссий, подобно тому как малютка Sojourner открыл дорогу большим марсоходам.

Этот год также наконец-то увидел начало туристических полётов на суборбиту. Тут, правда, начинаются всякие «но». Virgin Galactic чуть-чуть обогнали Blue Origin и первыми провели такой полёт, но теперь всё на паузе до середины 2022-го года из-за обновлений космоплана и его самолёта-носителя. Не говоря уже о том, что за этот год всплыли очередные вопросы к тому, как Virgin Galactic относится к безопасности (история с тем как Марка Стаки не допустили к подготовке полёта с Брэнсоном и быстро уволили после этого — а всё, судя по всему, за критику компании). Напомню ещё, что билеты для туристов теперь стоят не 250 тысяч долларов, а почти вдвое больше. Blue Origin, в свою очередь, проводили полёты в этом году аккуратно и скучно (что само по себе даже хорошо — всё надёжно и безопасно). Но по видео и фотографиям полётов стало заметно, что в капсуле довольно тесно, даже когда заполнены не все места. Учитывая, что в итоге получается не космический полёт, а просто в «космос» за счёт пересечения условной границы для галочки — стоит ли это того?

Пассажиры капсулы New Shepard во время полёта. Credit: Blue Origin

Космический туризм «здорового человека» в этом году тоже состоялся усилиями SpaceX, которая организовала миссию Inspiration4. Это вот было в новинку, ведь в экипаже не было профессиональных астронавтов, а полёт был орбитальным. На этом фоне посещение МКС туристами на «Союзах» теперь не выглядит таким особенным опытом.

Вместе с этим актуальным стал вопрос, кого считать астронавтом. Если про определение космоса или космического полёта можно спорить, то тут, на мой взгляд, всё довольно просто. Астронавт — это не волшебное звание, а профессия. Быть «участником космического полёта» или просто «туристом» не зазорно. Мы же не становимся моряками только потому что прокатились на корабле.

Продолжая тему пилотируемой космонавтики, 2021-й ещё запомнился нештатными ситуациями на МКС. Это «раскрутка» станции новоприбывшим модулем «Наука» (который и долетел не без проблем), и недавнее испытание противоспутникового оружия Россией, что добавило космического мусора на орбите.

Год отметился ещё и «закручиванием гаек» в плане освещения космических событий. В российской блогосфере об этом очень волновались, ведь любые новости или расследования чего угодно, что касается космической деятельности, теперь угрожает автору стать «иностранным агентом». Хотя некоторые известные авторы обещались больше не писать про российскую космонавтику (в знак протеста или ради своей безопасности — кто знает), продолжаю видеть свежие посты на эту тему в их блогах.

В сентябре с космического форума 9ifly.cn (можно сказать, аналог форумов NASASpaceflight или «Новости Космонавтики») пропали все темы, касающиеся китайских запусков и миссий, в том числе неофициальное расписание будущих стартов. Это была неприятная новость, поскольку на форуме собиралось много полезной информации о космической деятельности Китая, не говоря уже о периодических «инсайдах» о предстоящих запусках. Остались немногие общие темы по пилотируемой и лунной программе и ракетах. Через некоторое время на форуме стали снова появляться темы о космических запусках, но только уже по факту их проведения. Аналогичное произошло с сайтом spaceflightfans.cn, с которого убрали план предстоящих запусков, и публикации в целом стали более скудными, чем раньше. Не сказать, что поток информации полностью перекрыт, но тенденция показательная.

В остальном год снова сопровождался сплошными переносами (старты лунных миссий, дебют больших и малых новых ракет). Деятельность SpaceX лично для меня стала уже рутинным делом — ни запуски, ни активность в Бока-Чика уже не вызывали особого интереса. И это не упрёк SpaceX, а даже, наверное, комплимент.

Обзор года у меня получился, кажется, не очень весёлый, и хотелось бы его закончить на более вдохновляющей ноте. 2021-й для нас завершился успешным (идеальным!) запуском телескопа им. Джеймса Уэбба. Лучший подарок, которого можно было пожелать. Надеюсь, следующий год будет более насыщенным в плане открытий, запусков и достижений в исследовании и освоении космоса. И хочу пожелать дальнейшего роста и развития нашему проекту и сказать спасибо: всем участникам, читателям, слушателям и комментаторам проекта, и отдельно Паше, который нас всех вместе собрал 🙂

Павел Поцелуев, руководитель проекта

Лично для меня в информационно-новостном плане 2021-й не стал каким-то особенным. Куда более важные события произошли в Альфа Центавра.

Мы наконец наладили работу редакции: сперва команду пополнил Андрей Клячкин, который регулярно публикует для вас новости. И Артур Лебедев, благодаря которому мы можем заниматься лонгридами и просто интересными статьями. Затем я передал полномочия главного редактора Марку Романову, что позволило ему эффективно распорядиться временем и ресурсами проекта. И, наконец, в самом конце года у нас появился ещё один «новостник», Дмитро S. Его активную работу вы увидите уже в начале следующего года.

За год мы исправили множество проблем на сайте, отключили надоедливую рекламу, теперь находиться здесь комфортно даже без зарегистрированного аккаунта. Мы поработали над вовлечением пользователей и постарались улучшить условия для общения. Ежемесячно мы награждали авторов самых интересных статей и делились работами читателей на других площадках. Альфа Центавра остаётся местом, где можно поделиться мыслями в большой статье, задать вопрос или просто прислать ссылку на новость или твит. Это настоящее живое сообщество.

И ведь это только сайт! А ещё у нас есть канал, где к концу года удалось ввести новое расписание по выходу роликов, избавиться от слабых небольших переводов, сделать акцент на видео собственного производства и больших увлекательных фильмах. Работа в этом направлении продолжится в 2022-м году, я надеюсь, что в начале года наш коллектив пополнится ещё и авторами видео.

Потихоньку продолжается работа над украиноязычным направлением: все новости на сайте выходят на обоих языках, ответы на вопросы в «Космосправочной» также появляются на украиноязычном канале. В 2021-м году мы провели пару интересных стримов с настоящими учёными (и ещё несколько — просто в обсуждениях), выпустили ролики по собственным сценариям. Мария Омельченко выполняет отличную работу по адаптации наших сценариев, а уже в 2022-м году один из любимых моих типов контента — фильмы — доберутся и до украиноязычного канала! Мы продолжим расти и развиваться и вы обязательно это заметите. Как я люблю говорить в видео, всё — благодаря нашим зрителям, читателям и спонсорам. Спасибо вам, друзья.

Мы запустили мерч, прошлой весной 200 футболок «Батут работает» были разобраны буквально за пару дней! Не обошлось без проблем, однако те 10 человек, которые остались по нашей вине без футболок, получат в подарок экземпляры из следующей партии. Которую, к слову, я хочу запустить уже в феврале. Сейчас на нашем сайте можно приобрести фигурки корабля Crew Dragon. Они недешёвые, да, но цена обусловлена в первую очередь качеством. Короче, 2021-й стал для нас годом экспериментов, годом внутреннего роста, годом качества. И мы не собираемся останавливаться.

Если же говорить о космических итогах… Ну, у меня не было особых ожиданий от 2021-го. Честно скажу, я даже не верил в своевременный запуск JWST! Эпопея со Starship, FAA, переносы других проектов, научили меня не строить ожиданий и отталкиваться в своих планах от предположения, что ближайшие месяцы будут максимально скучными для энтузиастов космонавтики.

И задача Alpha Centauri — найти в этой скуке новости и инфоповоды, которые заслуживают внимания, но были упущены классическими СМИ и другими нашими коллегами. Найти и рассказать о них вам.

Что ж, успех еженедельных дайджестов показывает, что у нас получается. От 2022-го ждите больше увлекательных видео, более насыщенных и проработанных новостных выпусков, больше ответов на вопросы в «Космосправочных» и больше фильмов на нашем канале. Альфа Центавра останется вашим проводником во Вселенную, обязательно оставайтесь с нами.

Только, пожалуйста, не забывайте главного. Мы не можем приблизить звёзды к вам. Но мы можем сделать вас ближе к звёздам.

Войдите, чтобы видеть ещё 6 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Звёздный HAL 9000

Ого! Міцна й велика компанія зібралась. Здіймаю капелюха до панства і дякую за прекрасну роботу

Завистливый Знайка

С Наступающим НГ) Всем крепкого Здоровья и побольше Добра.

Расточительная Эллен Рипли