ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Космический аппарат Trace Gas Orbiter обнаружил присутствие воды в долинах Маринер

В некоторых местах её содержание в грунте может достигать 40 процентов.

Аппарат Trace Gas Orbiter на орбите Марса в представлении художника. Изображение: ESA

Бо́льшая часть воды на Марсе сконцентрирована на полюсах в виде льда: ближе к экватору температуры слишком высоки для того, чтобы лёд мог существовать на поверхности планеты. Однако даже там воду всё ещё можно найти на небольшой глубине под землёй – на частицах пыли в грунте, или же в составе минералов.

В поисках приповерхностной воды аппарат Trace Gas Orbiter, находящийся на орбите Красной планеты в рамках европейско-российской миссии ExoMars, заглянул глубже, чем когда-либо ранее, и нашёл залежи водорода в каньонах долин Маринер. Как утверждают учёные, в этом регионе содержание воды в верхних слоях грунта может достигать 40 процентов – при условии, что весь найденный водород находится в составе молекул H2O.

Исследование опубликовано в издании Icarus под названием The evidence for unusually high hydrogen abundances in the central part of Valles Marineris on Mars.

Открытие было сделано при помощи нейтронного детектора FREND, которым оснащён аппарат. Этот инструмент позволяет определить содержание воды под поверхностью по количеству нейтронов, испускаемых грунтом:

Нейтроны образуются, когда частицы высокой энергии, известные как галактические космические лучи, взаимодействуют с поверхностью. Области с более сухим грунтом испускают больше нейтронов, чем более влажные – это позволяет нам определить содержание воды. Уникальная методика наблюдений FREND обеспечивает гораздо более высокое пространственное разрешение, чем предыдущие подобные измерения, что позволяет нам видеть признаки наличия воды, которые раньше не были заметны.

Алексей Малахов, один из авторов работы, научный сотрудник Института космических исследований Российской академии наук

Учёные проанализировали данные, собранные детектором в период с мая 2018-го по февраль 2021-го, и обнаружили, что область по центру долин Маринер намного более богата водой, чем ожидалось. Поскольку результаты предыдущих исследований показали низкое содержание воды в минералах, авторы предполагают, что в основном она присутствует там в виде льда. Такое количество воды в любой форме подразумевает наличие в этом регионе особых, благоприятных для её сохранения условий – или же её запасы постоянно пополняются из неизвестных источников.

Долины Маринер. Этот составной снимок был создан благодаря космическому аппарату NASA Mars Odyssey. Изображение: NASA | JPL-Caltech | Arizona State University

Авторы исследования планируют продолжать наблюдения: их новая цель – окончательно определить, в какой форме находится вода в долинах. Они отмечают, что вне зависимости от результата, это исследование продемонстрировало уникальные возможности инструментов аппарата Trace Gas Orbiter.

Эта находка сделала долины Маринер ещё более привлекательной целью для будущих исследований. В отличие от других обнаруженных запасов воды на Марсе (найденных, к примеру, аппаратом Mars Express), которые находятся на глубине нескольких километров, вода в долинах залегает не глубже метра под поверхностью планеты. Кроме того, подобные исследования – единственный способ понять, куда исчезла вода, которой Красная планета однажды была богата.

Источник: ESA

Войдите, чтобы видеть ещё 15 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Занимательный Дарт Мол