PopularEditorialNewBest

Космическая программа Замбии

В закладки

Запуск первого искусственного спутника Земли, а затем полёт Юрия Гагарина в космос нанесли мощный удар по амбициям США как великой державы.

От Соединённых Штатов требовался адекватный ответ Советскому Союзу, и он появился в виде провозглашения президентом Джоном Кеннеди общенациональной программы по запуску человека на Луну.

Ввязываться в космическую гонку двух сверхдержав в то время не осмеливалось ни одно иное государство планеты. За исключением…маленькой, бедной, но гордой Замбии.

Кто и зачем всё это затеял?

Во время Второй Мировой войны в рядах войск Британской империи служил бравый сержант Эдвард Фестус Макука Нколосо.
Характер у человека был неуёмный, поскольку после войны он сменил много родов деятельности, работал в колониальной администрации Северной Родезии и учителем начальных классов, боролся за освобождение родины от британского владычества и сидел в тюрьме. Еще мужчина числился сотрудником при службе безопасности Кеннета Каунды, ставшего первым президентом независимой Республики Замбия, занимал различные посты в администрации главы государства.

Самым одиозным действом Нколосо является основание Национальной академии наук, философии и исследований космоса, что было сделано в 1960 году.

Цели академии амбициозные, но в тоже время весьма абсурдные и просто бредовые для страны — исследование космоса, причем таких масштабов, что СССР и США просто должны были отдыхать. Шутка ли: был запланирован пилотируемый полет на Луну и даже Марс, причем на Красной планете замбийцы должны были, по задумки Нколосо агитировать марсиан к принятию христианства!

О том, что Марс мертвая холодная пустыня и там никого нет, как были уверены почти все крупные астрономы того времени, было решено не упоминать.
Тем более, что сам Эдвард Нколосо «доказал обитаемость соседней планеты, наблюдая за ней в тайный телескоп в окрестностях Лусаки».

Программа подготовки афронавтов

Итак, в начале 60-х Замбия решилась ввязаться в космическую гонку.
Первый полет в космическое пространство планировался с участием одной афронавтки и 2 котов.
В качестве первой замбийской покорительницы космоса была избрана сельская девушка Мата Мвамбва, которой было всего 17 лет.

В то время, когда СССР и США готовили своих космонавтов в специальных центрах с самым совершенным оборудованием и лучшими специалистами различных областей науки, Нколосо предпочел особо не тратится и готовить афронавтов без каких-либо особых затрат, в качестве центра подготовки была избрана…заброшенная ферма в 7 милях от столицы.

Для привыкания к невесомости афронавтам полагалось пользоваться качелями, представлявшие собой тарзанку с привязанной автомобильной шиной, а чтобы невесомость была полной, тарзанку после хорошего раскачивания перерезали!

Самой оригинальной частью программы подготовки было обучение хождению на руках. Бывший сержант-мечтатель был уверен, что только так можно передвигаться по поверхности других космических тел.

Всё для полёта!

Замбийская ракета

Никакой полет в космос невозможен без ракеты. Свой «космический аппарат» Эдвард Фестус Макука решил создать из меди и алюминия. Публике даже была представлена бочка размером примерно 3 метра высотой и 2 в диаметре. С ракетным двигателем и вовсе обошлись просто до невозможности — его банально не было!
Для запуска сооружения (ракетой бочку назвать сложно) планировалось использовать катапульту, правда с катапультой широкую общественность не ознакомили.

С местом для космодрома также было запланировано обойтись дешёво и сердито — запуски должны были осуществляться с местного национального стадиона Независимости, вмещающего 30 тыс. человек.
Первый старт в космос афронавта планировался на 24 октября 1964 года в День Независимости страны.
Однако, хоть «космический корабль» назвали D-Kalu 1 в честь президента Кеннета Каунды, грандиозный прорыв в космос не состоялся из-за запрета полёта в силу неуместности сего действа при проведении на стадионе торжеств в честь национального праздника.

Эдвард Нколосо видел в запрете происки шпионов космических держав, боявшихся уступить маленькой Замбии.

Причины закрытия программы

Мировое сообщество, узнав обо всём этом не поддержало запрос о финансовой помощи космическому проекту Замбии.

Ни ЮНЕСКО, ни частные инвесторы не пожелали дать денег на «космическую программу Замбии», хотя за деньгами обращалось не государство, а лично Нколосо.

Апофеозом всего стала беременность первой афронавтки.
Мата Мвамбва была увезена родителями в деревню, на чем космическую программу африканской страны пришлось свернуть. А вот о судьбе котов, которых планировали запустить в космос, доподлинно ничего не известно.

Сам Нколосо после провала своей экстраординарном космической программы продолжил активную политическую деятельность.
Он безуспешно пытался стать мэром Лусаки, зато успешно поработал в «Центре Освобождения» и получил диплом юриста.
Удостоился даже юбилейной советской медали к 40-летию Победы, после этого на родине Нколосо был присвоен чин почетного полковника, а умер он 4 марта 1989 года и похоронили его с президентскими почестями.

Вывод

К сожалению, история обернулась провалом. Мы могли буквально иметь простейшие системы запуска людей в космос, очень дешевые и лёгкие в производстве. Мы могли уже колонизировать Луну и Марс, но никто тогда не оценил гениальность Нколосо в те времена, и в итоге мы до сих пор имеем огромные и дорогие ракеты.

Трудности интерпретации случившегося

А теперь обсудим эту историю без смеха.
В то время население Замбии составляло 3,5 млн человек, из которых не набралось бы и сотни с высшим образованием. Глупо было бы ожидать, что у них что-то «взлетит» – отмечают, что космическая программа могла играть идеологическую или иную другую роль.
По некоторым, не до конца подтвержденным сведениям, под прикрытием этой бурной мирной деятельности Нколосо вел подготовку вполне серьёзных боевиков, которые готовы были сражаться за независимость по всей Африке. Есть и более очевидная «гипотеза сумасшедшего карго-культа». Различные представители западных стран то и дело указывали Замбии на злополучную космическую программу, как на пример «скудоумия» африканских народов, якобы, в принципе неспособных к самостоятельной жизни в сложном современном мире.

Но наиболее правдоподобная гипотеза сейчас состоит в том, что Нколоссо взял на себя «позицию шута». Еще в 1969 г. представитель посольства Замбии в США, отвечая на запросы прессы, сказал следующее:

На самом деле, мистер Нколосо никогда и не был учёным. Да он весьма начитанный человек, но все это было грандиозной шуткой. Нколосо нравилась своя новая «специализация» и он старался никогда не выходить из роли. Он у нас всегда оставался в образе некоего жюль-верновского героя, который сам для себя создал». Он мечтал, чтобы люди из других стран узнали о существовании нашей страны и, кажется, ему это удалось.

Несмотря на очевидную несостоятельность космической программы, жители Замбии помнят Нколосо доброй памятью. Катание в бочках воспринималась как наивная, но правильная мечта о науке и прогрессе и стремление к чему-то высшему.
Нколосо помнят и за пределами Замбии. В 2012 испанская журналистка и фотограф Кристина де Миддел написала о нем книгу, в 2014 вышел фильм, где есть в том числе и интервью с сыном Эдварда.\

Курьёзная история «космонавтики» Замбии показывает, что люди в своих стремлениях везде одинаковы и для любой страны нормально проявлять интерес к высоким технологиям, в том числе и космическим полётам, причем по вполне прагматичным причинам — развитие образования и науки и/или демонстрации своей идеологии. Сейчас у Замбии нет собственной космической программы, однако Африка в целом уже встала на верный путь и если у Нигерии или у ЮАР будут появляться квалифицированные инженеры и ученые ,то это им может принести явную пользу и кто знает — может жители Африки полетят в космос, но уже по-настоящему и может быть мечта Нколосо исполнится посмертно. Начало африканской космической программе уже положено. В 1999г. ЮАР запустила спутник SUNSAT, который успешно проработал 696 суток а, с 2012г. витают мысли о создании настоящего Африканского космического агенства.

Войдите, чтобы видеть ещё 9 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Невероятный Питер Снепбек

Собрал однажды вождь Зоркий Орёл своё племя индейцев и спросил: — Братья, вот разве мы, индейцы, не самый великий народ? Со всех сторон раздались голоса: — Да! Конечно! Мы круче всех! — Если это правда, то почему у нас всё ещё нет мощной ракеты? У всех других народов есть. — Непорядок! Нельзя так! — подали голоса индейцы. — Тогда давайте построим такую ракету? — А давайте! Пошли все мужчины за материалами. Срубили самое огромное дерево в округе, приготовили по случайно сохранившемуся рецепту порох, выдолбили у дерева сердцевину. Потом засыпали туда порох, засунули внутрь фитиль, заткнули пробкой. Довольный Зоркий Орёл опять собрал всех и сказал: — Да, потрудились мы на славу. А куда ракету запускать-то будем? Вперед выступил самый старый в племени индеец по имени Мудрый Мангуст: — А давайте на Лондон её направим? — А почему Лондон? — Так я других городов и не знаю! — Ладно, Мудрый Мангуст, я послушаюсь твоего совета, — ответил вождь. Местный умелец выдолбил на ракете слова «На Лондон», кто-то поджёг фитиль… Через пару секунд ракета взорвалась, все попадали, вокруг огонь, дым, вонь страшная. Зоркий Орёл, открыв единственный уцелевший глаз, оглядел открывшуюся ему картину. — Вот это мы молодцы! — сказал он. — Если уж у нас такое, то представляю, что сейчас в Лондоне творится!

Нервная Лея С.

Почему-то сразу вспомнилось: "Вчера потерпел катастрофу воздушный змей Монгольских ВВС. В Монголии больше нет ВВС. После этого инцидента застрелился министр обороны . Теперь в Монголии нет и патронов." Хотя история достаточно интересная!

Лучезарный Джон Инспракер