Директор ULA о новой ракете и окололунной базе

Исполнительный директор ULA, Тори Бруно, побывал в эфире подкаста TMRO:Space и рассказал новые подробности о ракете-носителе Vulcan и проекте по освоению космоса CisLunar-1000.

Vulcan

В этом году ULA ждёт критический анализ проектных работ по РН Vulcan. Это один из самых важных этапов в разработке космической техники. Напомним, что в прошлом году Vulcan прошла этап предварительного анализа. Ничего нового по ракете, лишь упомянул про возвращаемые для повторного использования двигатели первой ступени. Но больше подробностей было про вторую ступень, которая заменит Centaur уже в 2022/2023 году — Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES). План состоит в том, чтобы сделать из ACES некое подобие космического грузовика, который можно будет дозаправлять излишками топлива с других ракет и использовать снова, не возвращая на Землю.

Для этих целей даже не нужно будет устанавливать солнечные батареи, потому что их заменят двигателем внутреннего сгорания, который будет использовать то же топливо, что и двигатели второй ступени, и генерировать энергию для работы систем. И именно на этой возможности ACES строится их программа освоения космоса — CisLunar-1000.

CisLunar-1000

Цель программы — тысяча человек, живущих и работающих в космосе. Местом их работы и жизни станет база, созданная в точке Лагранжа EML1 между Землёй и Луной, где они будут собирать воду с Луны и астероидов, чтобы переработать её в топливо для миссий за пределы системы Земля-Луна. Сроков Тори не называл (что логично, учитывая всю серьёзность проекта), однако рассказал, что крупную роль в CisLunar-1000 будет играть государство, так как ему выгодно развивать добычу ресурсов в космосе и создавать новые рабочие места для своих граждан.

Графика, показывающая этапы развития проекта CisLunar-1000. Credit: ULA

Будем надеяться, что у Тори и его компании получится завершить работы по Vulcan в срок (или даже раньше) и их план по освоению космоса начнёт воплощаться в жизнь где-то в середине 2020-х.