Включить тёмную тему

Космическая акустика

Федотов Д. В.

ИП Федотов Дмитрий Вячеславович

[email protected]

Когда мы говорим о космосе, то в первую очередь представляем безвоздушное и бескрайнее пространство таких масштабов, что захватывает дух. Однако, нельзя забывать о том, что космос – это не только пространство, но и все тела в нём. От самых маленьких элементарных частиц до сверхскоплений и кластеров галактик – всё является наполнением космоса, наполнением системы по истине колоссальных масштабов. При этом у любой системы, как квантовой, так и планетарной или даже галактической есть свои уникальные свойства.

Если мы начнём рассматривать свойства любой системы, то несомненно, что самым очевидными окажутся её визуальные свойства, наглядно показывающие большинство физических характеристик и законов, присущих данной связанной между собой группе объектов. Так испокон веков человечество наблюдает за звёздами, а следовательно за самыми заметными элементами космической системы. Для этих целей создаются всё новые и новые технологии и телескопы, работающие как в оптических, так и в таких диапазонах частот, которые недоступны человеческому глазу без специальных инструментов. Но что если всё это время в попытке увидеть вселенную мы упускали наиболее важнейшее её свойство, незримое и неслышимое при первом приближении? Что если видя звёзды мы должны были задуматься также и о таком явлении, которое является неочевидным и трудным для изучения, но возможно даже более значимым по своей сути? Что если за устройство всей системы отвечает ни что иное, как космическая акустика?

Довольно необычный термин на первый взгляд, ведь в вакууме космоса нет ничего, что могло бы проводить акустические колебания, ведь там лишь бесконечная пустота и любой звук пропадает не добравшись от источника до человеческого уха или хоть какого-то приёмника… Но так ли это на самом деле?

Благодаря стараниям Вояджеров и Джорджа Томпсона, а так же музыкальным композициям Криса Хэдфилда, космическим операм Джорджа Лукаса и других режиссёров, писателей и сценаристов, а самое главное знаменитому на весь мир «Поехали!» Юрия Гагарина и записям других покорителей космоса мы с уверенностью можем сказать, что космос не является безмолвной и статичной системой. Более того с каждым днём нам приходится всё больше и больше вслушиваться в космос с помощью радиотелескопов и других устройств, чтобы узнать о начале времён нашей вселенной, о тех временах после большого взрыва, которые мы не можем разглядеть никакими оптическими приборами.

Но не смотря на огромное количество исследований и аудиоматериалов мы зачастую остаёмся глухи к происходящему и воспринимаем космическую акустику не как новую и возможно самую необходимую в настоящий момент для всего человечества междисциплинарную науку, а как просто игрушку, не заслуживаемую внимания. Давайте же разберёмся подробнее о сути данного явления (начнём именно с жанра научной фантастики и музыки), синергия которого уже довольно давно захватывает умы прогрессивного человечества по всему миру.

Изначально термин «космическая опера» был введён Уилсоном Такером в резко негативном ключе для обозначения халтурной коммерческой научной фантастики по аналогии с мыльными операми для домохозяек, но в отношении литературной и кино, но касательно по мнению Такера псевдонаучной жвачки про космолёты и спасителей миров. Но где было бы человечество без должной самоиронии и способности смело воспринимать критику, стараясь обратить любой минус в плюс? Где бы мы были, если бы до сих пор высмеивали Циолковского и его новаторскую идею о космических полётах? Но к величайшему сожалению наших предков к этим идеям обратились серьёзно только в нацисткой Германии, где каким-то чудом (или под страхом репрессий) Вернер фон Браун сумел сконструировать по эскизным чертежам Циолковского первые суборбитальные ракеты, став тем самым одним из основателей современной космонавтики. И хотя это нисколько не умоляет конструкторские заслуги Королёва, сумевшего скопировать Фау-2, но данное отношение человечества и непосредственно нас с вами к изобретениям показывает на сколько велико общественное мнение и реалии подавляющего большинства государственных организаций, которые обращаются к новой идее только после того, как с её помощью научились убивать людей…

Но если мы взглянем на одно из произведений в жанре научной фантастики, которое лишь с натяжкой можно назвать космической оперой и то, в благородном акустическом ключе, то увидим сколь сильное воздействие на сознание оказывает звук. Довольно известный исторический факт, что первое представление в радиоэфире бессмертного произведения Герберта Уэллса «Война миров» посеяло панику среди граждан, воспринявших художественный вымысел за чистую монету. Более того даже в условиях современного общества многие люди зачастую отдают предпочтение слухам (вдумайтесь в акустический смысл данного слова), а не сухим и наглядным научным фактам.

Если разобраться в причине этого явления то нам необходимо лучше понять саму суть акустических явлений. Акустика – это наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием.

Если сейчас начать перечислять различные направления акустических исследований от квантовой акустики до атмосферной, от психологической акустики до музыкальной, то список будет даже больше, чем количество исследований, проводимых на МКС. Но ни в том, ни в другом списке не будет термина космическая акустика, а звук бластеров космических кораблей из вселенной Звёздных Войн ещё и попытаются высмеять, как ненаучное явление. А ведь акустика авиационная и акустика машиностроения наглядно доказывают, что сколь сильно не звукоизолировать двигатель или любой другой источник звука, вибрации всё равно будут проходить по корпусу транспортного средства. Так почему человек не отрицает, что пол его мерседеса пропускает по ногам приятное еле слышимое урчание двигателя, но отрицает тот факт, что подобное акустическое явление будет происходит также внутри космического аппарата, даже если этот аппарат находится за много километров от атмосферы ближайшей планеты? Боюсь, что просто напросто начальство или другие корыстные интересы приказали заткнуть уши и не слышать или хотя бы отрицать слышимость данного явления.

А ведь это очень интересное обстоятельство, ведь наши органы слуха гораздо совершеннее зрительных. Сам по себе слух позволяет нам воспринимать акустическую панораму на 720 градусов (спереди, сзади, слева, справа, но также сверху и снизу) вокруг нас, тогда как довольствуясь зрительной информацией сиюминутно мы можем увидеть лишь сравнительно небольшой угол обзора. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что детализация и качество акустических колебаний имеют неповторимое значение для восприятия реалистичности происходящего. Более того ценители винила знают, что арии Шаляпина на пластине звучат сочнее и душевнее, чем их же цифровая и обработанная современными компьютерными нейронными сетями копия, так как с помощью проигрывателя мы воспроизводим физический аналог того звука, который разносился по архитектуре помещения, где был записан, а любая цифровая обработка хоть и даёт нам немыслимую детализацию каждой отдельной нотки, но теряет душевное качество самого оригинального источника акустических колебаний. И заметьте, что всего две-три сферы деятельности человечества не перешли в полной мере от аналоговых ламп на транзисторы: это военные, опасающиеся за безопасность своего оружия, некоторые элементы космонавтики, которую до сих пор многие воспринимают почти как оборонную промышленность, и рок музыка, где стеной звука из ламповых усилителей поднимают в танец не то что стадионы, а целые равнины живых людей, как это происходит на крупнейших фестивалях, как на западе, так и у нас в стране. И с одной стороны горько, а с другой стороны понятно становится, когда на наших предприятиях аэрокосмической промышленности неоднократно приходится сталкиваться с тем, что бас гитару начинают воспринимать как какое-то оружие, подлежащее досмотру, а заслуги в области музыки просят вычёркивать из резюме, дабы показать себя с лучшей стороны. Опять же показать, не услышать, а показать. Стоит об этом задуматься, ведь пытаясь всё разглядеть через узкую щелочку глаз, мы зачастую отрезаем от себя львиную долю не просто информации, а жизненно важных знаний! Ведь космическая акустика – это помимо новых возможностей для исследований в области музыки и кино, способных перевернуть восприятие человечества с головы на ноги, ещё и уникальная возможность производить виртуальную отработку эксплуатации космических станций на Земле.

Ни для кого не секрет, что современные технологии виртуальной реальности делают сейчас немыслимый прорыв и позволяют увидеть на экране планшета дом, который ещё не построили, а порой даже прикоснуться с помощью специального костюма к объекту, которого на самом деле нет. Если это для кого-то была тайна, то знайте, что такие костюмы есть и можно приобрести их у импортных производителей, разрабатывающих данную технологию по военным рассекреченным патентам советского прошлого нашей страны, за тысячу долларов или около того. При этом бассейн, в котором пытались отрабатывать эксплуатацию МКС на земле, закрывается, так как сами космонавты говорят, что условия под водой и условия в микрогравитации открытого космоса или даже внутри герметичного пространства модулей несопоставимы между собой!

Однако, если использовать устройства сухой иммерсии, моделирующие ощущение микрогравитации, очки, наушники, способные воспроизводить детализировано и качественно воспроизводить бинауральный звук и костюмы виртуальной реальности, а также результаты исследований космической акустики, которые пока что не проводились, то возможно производить отработку эксплуатации космических станций на земле в максимально приближенных условиях. При этом, если мы попытаемся смоделировать такие условия с помощью даже самой высокоточной компьютерной нейронной сети, то получим неутешительные результаты, так как всем известно, а кому неизвестно могут напомнить произведения гениального писателя-программиста Терри Пратчетта, в которых нейронные сети, пишущие под его руководством по три книги в год, не способны улавливать и воспроизводить в своих произведениях законы нашей физической реальности, а лишь создают свои собственные прекрасные, но иллюзорные виртуальные миры, основанные на той информации, что в них была загружена. Следовательно без исследований космической акустики мы не сможем не только воссоздать подобные аналоговые явления, как ощущения при микрогравитации, на компьютере, мы не сможем даже увязать между собой теорию относительности и квантовую механику, так как нам предлагает теория струн, интерпретирующая любую квантовую частицу в виде колеблющейся струны. А что колебания квантовой струны – это не акустическое явление? Как можно отделить эти колебания от влияния гравитации небесного тела, на котором проводятся исследования, без специального орбитального комплекса, вращающегося вокруг небесного тела, в нашем случае Земли, чтобы в условиях микрогравитации наблюдать различные акустические свойства материи и пространства? Ответ нельзя назвать простым, но он элементарен, как трезвучии в музыке, как частицы, образующие атомы. Ответ неоднозначен, так как скорее всего породит лишь новые и новые вопросы. Но ответ таков:

Совокупность всего трёх изобретений позволит произвести глубокое исследование природы звука, света, температурных и динамических нагрузок, а результаты исследований популяризовать для укрепления имиджа Российской Федерации, как космической державы, внёсшей наибольший вклад в исследование и освоение космического пространства и в развитие инновационных беспилотных космических аппаратов. Для наукоемкого определения данных исследований можно ввести термин: «космическая акустика», который характеризует совокупность междисциплинарных наук, необходимых для углублённого изучения акустических и сопутствующих визуальных свойств внутри космических аппаратов, на границе атмосферы астрономических объектов и безвоздушного пространства открытого космоса, молекулярных облаков и других акустических, визуальных, температурных и динамических явлений в условиях микрогравитации и гиперзвуковых полётов с выходом из атмосферы, а также использование результатов данных исследований в различных областях науки и искусства.

Необходим термодинамический стенд для моделирования аэродинамического нагрева для наземных испытаний головных обтекателей, защищающих беспилотные летательные аппараты, а также для поиска мест возможного расположения микрофонов, видеокамер и различных датчиков на поверхности обтекателей для точных натурных исследований влияния дозвуковых, сверхзвуковы и гиперзвуковых скоростей и особенности выхода обтекателей в безвоздушное пространство и последующее погружения в атмосферу планеты.

Зонтичный орбитальный модуль – это беспилотный летательный аппарат, предназначенный для автоматического вывода и стыковки с космической станцией (например, МКС), трансформации (развёртывания на манер автоматического складного зонта с дополнительным нижним куполом) и долгосрочной работы в составе станции. При этом основная научная составляющая данного устройство – это обеспечение необходимого пространства для создания необходимых условий для экспериментов в рамках исследования космической акустики.

Орбитальная студия – это беспилотный летательный аппарат, предназначенный для автоматического вывода и стыковки с космической станцией (например, МКС) и производства высококачественной записи аудио, видео и некоторых не воспринимаемых человеком частот внутри герметичного помещения данного модуля и в ближайшем космическом пространстве. Данные записи предназначены в первую очередь для создания виртуального детализированного руководства по эксплуатации космических станций, которое позволит проводить подготовку космонавтов на Земле, пока они привыкают к условиям невесомости в устройствах сухой иммерсии. Кроме того данное устройство позволит изучить влияние микрогравитации на звук и вибрации, их восприятие человеком, повысить качество трансляций с орбитальных станций, а также получить дополнительные финансовые вливания в космонавтику со стороны космических туристов, крупных звукозаписывающих компаний, театров и киностудий, которые смогут производить реампинг своих фонограмм в условиях микрогравитации и почти не достижимых на земле условий звукоизоляции.

Совокупность трёх данных устройств позволит пусть и с гораздо меньшими температурами произвести предварительное моделирование на земле и затем воссоздать на орбите условия максимально приближенные к тем первичным квантовые флюктуациям микрогравитационной среды, состоящей из молекулярных облаков, которые образовывались из элементарных частиц, появившихся после Большого взрыва, который как и любой взрыв или хлопок имеет акустическую природу. Для подобных исследований акустических явлений ранней вселенной скорее всего понадобятся разгон специализированных студийных научных комплексов с автоматизированной системой управления за ходом эксперимента до третьей космической скорости и выше, чтобы исключать влияние гравитации не только Земли, но и всей солнечной систем на квантовые акустические эффекты, происходящие в молекулярных облаках первичных газов, таких как гелий, водород, заряженные ионы водорода, гидрид гелия и его заряженные ионы.

-4