SpaceX Falcon 9 5-й пуск 1-й ступени (Starlink 5)

klod_ua

SpaceXНовости
3660

18.03.2020

83-й запуск РН Falcon 9. Успех. ПН — 60 спутников Starlink от SpaceX.

Достижения во время этого пуска (впервые):

  • 5-й пуск 1-й ступени;
  • 5-я посадка 1-й ступени – неудача;
  • повторный запуск створок головного обтекателя (которые выловили из воды);
  • отключен двигатель Мерлин 1-й ступени перед отделением 2-й ступени, вывод ПН на 8-ми двигателях (была завершающая стадия полета 1-й ступени и не сильно повлияло это событие). Есть косвенные данные о том, что был перерасход топлива 1 мт).

Всего выведено спутников Starlink (362).

Расширенная информация по пуску на АЦ.

Starlink: общее количество запущенных спутников

5-й пуск для 1-й ступени оказался очень сложным. Сначала был прерван запуск 15.03.2020 на последней секунде отсчёта, как раз по причинам потери данных с двигателей при финальной диагностике. Сегодня запуск считается успешным, ПН на орбите, потеря ступени при посадке. Ниже есть видео, на котором видно, что была нестабильная работа двигателей 1-й ступени, как раз перед разделением ступеней. Скорее всего было повреждение, которое привело к отключению двигателя/ей, что спровоцировало РН перераспределить нагрузку между другими “живыми”, а это повлекло к перерасходу топлива. Также при возвращении ступени было видно непонятное вращение ступени. Можно только сейчас гадать, что было, ждем обновлений от СпейсЭкс.

==апдейт

Маск написал, что 1 двигатель был отключен во время пуска. Это не повлияло на вывод ПН. Нужно будет делать дополнительные проверки перед следующим пуском.

===апдейт

Обе створки не поймали в сети, но вовремя выловили из воды без повреждений.

===апдейт 20.03.2020

Одна створка была повреждена.

На 12-й секунде видно обломок. Уникально.

72 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Бер 18, 2020 15:36

Оперативненько, спасибо!

Бер 18, 2020 16:12

Та нормально все. І так техніка працює на виснаження, подібні ексцеси, це схоже на звичайну “втому заліза”

Бер 18, 2020 16:46

Ну, главное, что ПН доставлена на орбиту. Но, пуск был немного нервный. То что вывели ПН с выключенным 1-м двигателем – это круто. Надеюсь, что они собрали достаточно инфы, чтобы продолжать наращивать повторное использование ступеней. С учётом того, что промежуток был в 4 месяца между запуском, то может и не хватило времени на проверки, а возможно решили проверить на прочность.

Бер 18, 2020 17:24

От і я саме про це. Всі важливі завдання (по суті комерція) виконані, і скористались нагодою розширити свої знання про свою техніку, хай навіть ціною знущання над елементами, що вже навряд чи можна було безпечно використовувати. Як на мене – ідеальна схема діяльності на фронтірі

Бер 18, 2020 18:01

Поправьте, если я ошибаюсь, но кажется мне, что проблемы с посадкой ступеней у СпейсХ в этом году начались с момента, когда они начали выводить Старлинки по новой схеме (с одним запуском двигателся второй ступени). Может в такой схеме топлива очень уж в обрез остается, ну или траектория не способствующая. Хотя могу и ошибаться, повторюсь.

Бер 18, 2020 17:25

Та нормально все. І так техніка працює на виснаження, подібні ексцеси, це схоже на звичайну «втому заліза»Что лишний раз доказывает, что и 10 раз запустить одну ступень – весьма проблематично, хотя в этом топике:
https://thealphacentauri.net/50216-1-ya-stupen-falcon-9-skoree-vsego-ne-budet-ispolzovatsya-bolee-10-raz-a-2-yu/
фантазировали про 100.

Бер 18, 2020 17:38

Шлях до 10 лежить через 5. І постійне накопичення досвіду, якого ніякими моделюваннями, чи уявними експериментами не отримаєш. Бо кожна аварія — це безцінне джерело інформації. Звісно, якщо вміти її витягти і вірно інтерпретувати

Бер 18, 2020 18:15

Это доказывает то, что вы крутите свою волынку по кругу, что у них ничего не получится. Вот же балаболы. Другие молчат и заряжают за запуск в 2-3 раза больше – вот это классные пацаны, не то что фантазёры из СпейсЭкс.

Бер 18, 2020 16:32

Маск написал, что 1 двигатель отключили во время пуска.
Судя по тому, что вставлено из твиттера, он сказал, что “было также раннее отключение двигателя…”, т.е. он не сказал, что его отключили, скорее всего это отключение было сделано либо автоматикой (бортовым компом) из-за какой-то неисправности, либо просто вследствие поломки в двигательной системе.

Бер 18, 2020 16:48

С учётом того, что пуск идет в автоматическом режиме, то и отключение было в автоматическом режиме, в ручном режиме – это просто бесполезно, ибо задержка в 2-3 секунды – это уже будет фатально для РН. А так, автоматика среагировала за доли секунды и распределила мощность по другим двигателям.

Бер 18, 2020 17:00

Тогда зачем писать двусмысленное “Маск написал, что 1 двигатель отключили во время пуска”(которое лично я воспринимаю как отключение инженерами), если можно было написать дословно “было также раннее отключение двигателя”?

Бер 18, 2020 17:01

Обе створки были пойманы в сети https://twitter.com/SpaceflightNow/status/1240286310532812802?s=20

Бер 19, 2020 10:08

А ведь это впервые! Вроде.

Бер 19, 2020 10:10

Нет, уже ловили.

Бер 18, 2020 17:16

Кстати, на той самой конференции https://youtu.be/gvcsELHmzgg (перевод и озвучка канала “Илон Маск”) Маск говорил, насколько сложная конструкция у Falcon 9, изготавливаемой из разных материалов, в т.ч. композитных, по сравнению со Старшипом, который будет “цельнометаллическим”. Из-за разного температурного расширения разных материалов корпус ракеты подвергается сильным деформациям и как следствие – износу. Возможно, что-то подобное привело к сегодняшней нештатной ситуации на первой ступени, которая летала 5й раз.

Бер 18, 2020 17:58

Ну, что случилось – можно гадать очень долго. Я делаю ставку на проблемы с движком.

Бер 19, 2020 13:09

Да, керосиновый движок тоже не очень для многоразовости (там же куча полимеров и прочей дряни образуется при горении, и это приходится отдраивать после каждого запуска). Так что, учитывая проблемы с компзитными материалами на Ф9, стальной старшип с метан-кислородными движками сильно упростит повторное использование.

Бер 18, 2020 20:19

Интересное сравнение 2-х посадок https://twitter.com/nextspaceflight/status/1240326732093083648?s=20

Бер 19, 2020 01:46

Молодцы.

Бер 19, 2020 05:15

Может это, пролетевшее “НЛО”, было створкой обтекателя? Сделал гифку, но жаль, что сюда прикрепить нельзя.

Бер 19, 2020 08:32

Не, створки не могли быть, да и не похожи они, к тому же, там разница может быть в сотни км между ними. Там что-то снизу от РН отвалилось. Возможно, это что-то как раз от двигателя, который вышел из строя.

Бер 20, 2020 11:50

Представим, что Вы правы, тогда: entry-burn -> ступень замедляется/какой-то_ кусок_отрывается->entry-burn_прекращается… и что? ступень ускоряется вниз, обгоняя оторвавшийся какой-то_кусок? Это что-то не из физики, ИМХО.

Бер 19, 2020 20:51

как раз по причинам потери данных с двигателей при финальной диагностике
Откуда данные?
Scott Manley сказал, что мощность двигателя ПРЕВЫШАЛА нормативную, поэтому пуск отменили. И ему я склонен верить больше.

Бер 19, 2020 21:34

Per one of SpaceX’s on-console engineers, the specific issue Falcon 9’s computer flagged was an “engine high power” alert. Soon after, SpaceX provided an update on Twitter, stating that the abort was “triggered due to out-of-family data during [an] engine power check” – putting the blame more on the sensors and software used to determine engine thrust than the engine hardware itself. An actual hardware or software failure that caused one or several booster engines to exceed their design limits could have potentially damaged B1048’s Merlin 1Ds, likely requiring weeks of repairs or a full swap with a different booster.https://www.teslarati.com/spacex-starlink-last-second-falcon-9-launch-abort/
Standing down today; standard auto-abort triggered due to out of family data during engine power check. Will announce next launch date opportunity once confirmed on the Rangehttps://twitter.com/SpaceX/status/1239182848076075009?s=20

Бер 20, 2020 07:21

Я вот что думаю – да, был отказ на старте… помните?
Они изучили ситуацию и оказалось, что один двигатель таки проблемный.
Хорошо – что делать?
Останвливать запуск Старлинков, или же всё остановить и менять двигатель?
Менять двигатель в ракете, которая летала уже четыре раза? Хмм… Или риск – запуск с “плохим” двигателем?
После всяких внутренних обширных анализов риска, и финансовых тоже, всё же решили пускать, ибо риск в запуске был минимален, тем более если что – “свои спутники”, никто потом на тебя “давить” не будет, а если будет проблема с возвратом ракеты – ну что ж, она своих пять пусков отработала, ну не села…. да , плохо.
Уверен – в SpaceX знали на что идут и как сделать лучше…

Бер 20, 2020 16:00

Одна створка таки не добралась в целостности и сохранности https://twitter.com/Kyle_M_Photo/status/1240915087147372545?s=20