PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Известный астероид Рюгу когда-то мог быть кометой, которая потеряла «хвост»

Японский космический аппарат «Хаябуса-2» при приближении к астероиду. Представление художника. Изображение: Akihiro Ikeshita

Международная команда учёных предложила новую теорию происхождения астероида Рюгу – по их мнению, он «родился» кометой далеко за орбитами Юпитера и Сатурна и впоследствии потерял свой хвост. В случае подтверждения находка ученых будет иметь немалые последствия для нашего понимания ранней Солнечной системы.

В 2018 году Рюгу посетил космический аппарат «Хаябуса-2» японского космического агентства JAXA. Он провёл около астероида почти год, анализируя его состав и собирая образцы грунта, после чего в 2020 году вернул результаты своей работы на Землю.

Они стали настоящим сокровищем для учёных – нашей единственной возможностью исследовать вблизи кусочек астероида, который не был повреждён проходом сквозь земную атмосферу. Эти образцы сделали возможным последнее исследование команды учёных из университетов Чикаго, Хоккайдо и Токио, проанализировавших их изотопный состав.

Изотопы – вариации одного химического элемента с разной массой, которые могут в разных пропорциях содержаться в составе материалов. Эти соотношения зависят, в частности, от происхождения исследуемого образца и условий, через которые ему довелось пройти, а значит, могут многое рассказать о его истории. Команда утверждает, что такой «изотопный отпечаток» образца грунта Рюгу очень похож на то, что мы наблюдаем в углеродных хондритах типа CI – классе метеоритов, которые, согласно исследованию, сформировались в самых отдалённых уголках Солнечной системы.

В тени гигантов

Считается, что большинство астероидов Главного пояса, расположенного между орбитами Марса и Юпитера, до сих пор находятся относительно недалеко от места, где они сформировались из протопланетного диска в первые дни Солнечной системы. Согласно новой теории команды, некоторые из них на самом деле появились на самых её окраинах: одна группа – у газовых гигантов Юпитера и Сатурна, а другая – у орбиты Нептуна. Рюгу, как утверждают исследователи, принадлежит к последней.

Некоторые из этих отдалённых тел были в виде комет захвачены гравитацией Солнца, чьё излучение впоследствии испарило в них воду и оставило их без хвоста – именно так Рюгу и попал к нам. Это утверждение подкрепляется тем, что, согласно результатам анализов, поверхность астероида имеет следы длительного взаимодействия с водой.

Новая теория успешно объясняет различия между категориями метеоритов, а именно углеродными хондритами типа CI и остальными углеродными (CC) и неуглеродными (NC) хондритами (CI отличается от CC иным содержанием изотопов железа). Согласно ей, группа NC сформировалась во внутренней Солнечной системе, CC – у газовых гигантов, а CI – у ледяных. Как утверждает один из авторов исследования Тэцуя Йокояма, это идёт наперекор устоявшемуся представлению о CI как о подгруппе CC, образовавшейся в примерно такой же среде.

Нам предстоит ещё немало работы, чтобы подтвердить нашу теорию. Однако если она правдива, то это значит, что мы можем узнать много нового о самых отдалённых регионах Солнечной системы, глядя на близкие к нам астероиды. Вероятно, прямо сейчас мы исследуем образцы материала, которые в эпоху зарождения Солнца находились во внешнем протопланетном диске.