PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

«Хаббл» наблюдает, как Бетельгейзе медленно приходит в себя после мощной вспышки

На этой иллюстрации показаны изменения яркости красного сверхгиганта Бетельгейзе после колоссального выброса поверхностной массы. Выброшенное вещество остыло и образовало облако пыли, которое на некоторое время сделало звезду тусклее для наблюдателей с Земли. Это событие нарушило 400-дневный период колебаний яркости светила, который астрономы измеряли более 200 лет. Изображение: NASA | ESA | Elizabeth Wheatley (STScI)

Учёные NASA продолжают наблюдать за Бетельгейзе: согласно новым данным, полученным при помощи «Хаббла» и других телескопов, красный сверхгигант до сих пор не может оправиться после колоссального выброса, вызвавшего падение его яркости в 2020 году.

В 2019 году Бетельгейзе сбросила рекордную долю своей поверхностной массы – в 400 миллиардов раз больше, чем в привычных нам коронарных выбросах Солнца. Считается, что именно это стало причиной потемнения звезды: отправленный в открытый космос газ общей массой в несколько превышающую лунную вскоре сконденсировался в пылевое облако, закрывшее от нас свет звезды.

Сейчас астрономы получили первое представление о долгосрочных последствиях этого события. Похоже, что 400-дневный период колебаний яркости светила, знакомый человечеству уже более двух столетий, значительно сократился: минимумы последовавших после потемнения колебаний разделяли 189, 97, 166 и 233 дня соответственно.

Механизм изменений пока не ясен, однако учёные предполагают, что нарушить период могло хаотичное движение конвекционных ячеек в глубине звезды. Данные телескопов TRES и «Хаббл» свидетельствуют, что внешние слои атмосферы Бетельгейзе уже близки к норме, однако её поверхность всё ещё не стабилизировалась.

Бетельгейзе продолжает вести себя очень странно. В недрах звезды будто всё скачет.

Андреа Дюпри, ведущий автор исследования

Астрономы полагают, что сам выброс мог быть вызван гигантской конвективной струёй, которая, рвясь наружу из недр светила, потревожила его фотосферу.

Это – первый раз, когда мы можем вживую наблюдать за выбросом таких масштабов:

Мы застали нечто, о котором знаем очень мало. Возможность при помощи «Хаббла» увидеть этот колоссальный выброс напрямую, вплоть до деталей на поверхности Бетельгейзе – беспрецедентная роскошь. Мы вживую наблюдаем за эволюцией звезды.

Новые наблюдения помогают нам понять, как красные гиганты теряют массу в конце своей жизни прежде чем стать сверхновыми; количество «скинутого веса» существенно влияет на их дальнейшую судьбу. Однако, как уверяют учёные, странное поведение Бетельгейзе не предвещает её скорого взрыва.