ПопулярноеРедакцияСвежееЛучшее
Итоги года

Раскрыта тайна потускнения Бетельгейзе

Новое исследование, результаты которого публикуются сегодня, раз и навсегда объяснит, чем было вызвано нашумевшее потускнение звезды в конце 2019-го года.

Как только яркость Бетельгейзе начала падать, группа астрономов под руководством Мигеля Монтарже решила детальнее изучить это событие. Для этого на звезду был направлен Очень Большой Телескоп Европейской Южной Обсерватории (ESO VLT). Сравнение полученного в результате изображения с более ранними снимками подтвердило, что поверхность звезды значительно потемнела.

Фотографии, сделанные Монтарже, показывают, как месяц за месяцем менялась форма диска звезды. Credit: ESO/M. Montargès et al.

По поводу причины потемнения было выдвинуто несколько гипотез, самой интересной из которых было предположение о скорой гибели Бетельгейзе и её превращении в сверхновую. Хотя за взрывом звезды всего в шести сотнях световых лет от нас, несомненно, очень хотели бы понаблюдать как профессиональные астрономы, так и любители, новое исследование группы Монтарже исключает такую возможность.

Оказывается, виновником потускнения была пылевая завеса. Вызвана она была понижением температуры поверхности звезды – астрономы заключили, что незадолго до начала Великого Потускнения Бетельгейзе выбросила огромный газовый пузырь (такие пузыри постоянно возникают, движутся и опадают внутри светила), который стал от неё удаляться. Вскоре после этого его температура упала настолько, что газ сконденсировался в пылевые частицы.

Так, в представлении художника, выглядело затемнение вблизи. Credit: ESO/L. Calçada

«Мы непосредственно наблюдали образование космической пыли», – говорит Монтарже. Из его наблюдений следует, что этот процесс может происходить очень быстро и вблизи поверхности звезды. Соавтор работы Эмили Кэннон из Католического университета в Лёвене также считает, что он может влиять на формирование экзопланет: «Пыль, выброшенная из холодных звёзд, заканчивающих свою эволюцию – именно такой выброс мы и наблюдали – может впоследствии стать строительным материалом для образования землеподобных планет, на которых может зародиться жизнь».

Результаты исследования сегодня публикуются в журнале Nature в статье «A dusty veil shading Betelgeuse during its Great Dimming» (DOI 10.1038/s41586-021-03546-8). Для получения прямых снимков поверхности Бетельгейзе группа использовала высококонтрастный спектрополяриметр для исследования экзопланет SPHERE, смонтированный на телескопе ESO VLT. Для наблюдения за звездой использовался приёмник GRAVITY Интерферометра Очень Большого Телескопа (VLTI) – в 2020-м году с помощью этого инструмента была экспериментально подтверждена Общая теория относительности. Все эти инструменты расположены в обсерватории ESO Параналь в чилийской пустыне Атакама и были незаменимы в проведении исследования: «Мы наблюдали звезду не как точечный источник, а различали детали её поверхности и отслеживали их изменения в ходе события» – говорит Монтарже.

Будущее сулит команде новые возможности по изучению красного сверхгиганта. Так, введение в строй Чрезвычайно большого телескопа (ELT) позволит получать снимки ещё лучшего качества: «ELT позволит достичь невероятно высокого пространственного разрешения и получать подробные прямые снимки поверхности Бетельгейзе, – говорит Кэннон. – Этот телескоп значительно расширит список красных сверхгигантов, детали поверхности которых станут доступны прямому наблюдению, что поможет нам подробно исследовать ветер и выбросы с поверхности этих массивных звёзд».

Текст статьи доступен по ссылке.

Множество невероятно красивых фотографий, полученных Паранальской обсерваторией, можно посмотреть на её сайте.

Источник: ESO.

Войдите, чтобы видеть ещё 17 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Занимательная Гвинн Шотвелл

Мда, всё оказалось куда прозаичнее :)

Злой Бори Труно

Та це наслідки випробувань ракет Ілоном Маском (спрацювали невідомі квантові ефекти). Інопланетяни злі, як чорти, що їм забруднили навколишній простір...

Экономный Дейв Боумэн

Хімічний склад того пилу там наводять?