Включить тёмную тему

Ракетоплан Virgin Galactic впервые пересёк «границу космоса»

13 декабря Virgin Galactic наконец-то достигла того, к чему шла 14 лет. Во время очередного испытательного полёта ракетоплан SpaceShipTwo достиг максимальной высоты 82.7 км. Можно сказать, что он заглянул в космос. По крайней мере, в космос по определению Федерального управления авиации и ВВС США.

SpaceShipTwo в полёте 13 декабря (Credit: Virgin Galactic)

Испытания проходили стандартно: самолёт-носитель WhiteKnightTwo поднялся в воздух вместе с SpaceShipTwo. На высоте около 13 км состоялось отделение ракетоплана, после чего пилоты Марк Стаки и Фредерик Стеркоу включили двигатель корабля. Он отработал 60 секунд, и SpaceShipTwo достиг максимальной высоты 82.7 км, после чего начал снижение и успешно приземлился обратно в аэрокосмическом порту Мохаве. Этот полёт также впервые был с коммерческим грузом на борту — четырьмя научными экспериментами для NASA. Как заявляют Virgin Galactic, двигатель SpaceShipTwo может работать дольше, и корабль сможет подниматься на ещё большую высоту.

Virgin Galactic достигли космоса, но к этому заявлению есть вопросы. Общепринятая граница космоса — линия Кармана на высоте 100 км. Однако есть мнения, что её стоит пересмотреть и понизить как раз до примерно 80 км. И это не имеет отношения к планам Virgin Galactic — астрофизик Джонатан Макдоуэлл, чья научная статья подвигла Международную федерацию аэронавтики начать обсуждать определение границы космоса, изучает этот вопрос как минимум с 1994 года. Тем не менее, если же космос «понизят», для Virgin Galactic это будет большой маркетинговый плюс.

Сейчас 50 миль (чуть больше 80 км) — космос по понятиям США, ВВС и Федерального управления гражданской авиации (FAA). За полёт на этой высоте пилоты получают отличительную нашивку «крылья астронавта». Её же FAA вручит двум пилотам SpaceShipTwo, которые управляли кораблём во время последнего полёта. Правда, у Стеркоу уже есть «крылья астронавта» от NASA — он четыре раза побывал в космосе на кораблях Space Shuttle.

Ричард Брэнсон и пилоты Фредерик Стеркоу, Марк Стаки празднуют успешный полёт (Credit: Virgin Galactic)

Успешные испытания сделали Virgin Galactic на шаг ближе к началу туристических полётов. Но до них по-прежнему ещё достаточно далеко. Как пояснял CEO Virgin Galactic Джордж Уайтсайдс, программа испытаний имеет три этапа. Первый — это текущие испытания, чтобы убедиться в том, что сам корабль готов к полётам. Следующим этапом является отработка внутри корабля процедур, которые будут использоваться во время полётов с пассажирами на борту. Затем команда переместится в космопорт «Америка» в Нью-Мексико, откуда и будут выполняться коммерческие полёты. Там проведут ещё несколько подготовительных полётов, чтобы пилоты привыкли к новому месту. Только после всего этого SpaceShipTwo возьмёт на борт первых туристов. Билет в суборбитальное путешествие обойдётся им примерно в $250 тысяч.