ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Солнечную корону разогревают микровзрывы?

Этот текст также доступен на русском языке

Это перевод статьи space.com от 9 октября 2017 года

Солнечная корона намного горячее его поверхности. Новое исследование японских ученых пытается объяснить причины этого явления, опираясь на результаты рентгеновских наблюдений. Credit: S. Wiessinger/NASA’s Goddard Space Flight Center/SDO\

Верхний слой солнечной атмосферы в тысячи раз горячее его поверхности. Новое исследование японских ученых предлагает объяснение этому явлению: причина нагрева короны — многочисленные «взрывы» на Солнце, каждый из которых слишком слаб для наблюдения земными приборами.

«Температура видимой «поверхности» Солнца — фотосферы — 5500 градусов Цельсия. Удивительно, но внешняя часть солнечной атмосферы —  корона — хотя и располагается дальше от ядра чем фотосфера, но намного горячее ее. Температура короны 1-2 миллиона градусов Цельсия, а порой достигает и 40 миллионов градусов», — говорят в NASA.

«Выяснить почему корона горячее фотосферы и составляет предмет так называемой «проблемы нагрева короны», — объясняет главный автор работы, Шинноске Ишикава, специалист по физике Солнца из Японского агентства аэрокосмических исследований.

«Одно из возможных объяснений — сравнительно небольшие солнечные вспышки, которые мы называем нановспышками. Они слишком слабы для земных приборов, особенно на фоне окружающего их ослепительного солнечного вещества», — рассказывают ученые.

«Мы считаем, что нановспышки в миллионы или даже в миллиарды раз слабее  обычных», — говорит Ишикава. «Таким образом, энергия, выделяющаяся при таких вспышках порядка 10^19 Джоулей — это примерно 10 миллиардов тонн в тротиловом эквиваленте. Хотя нановспышки меньше и менее энергетичны чем обычные, возможно, они происходят чаще и суммарно выделяют ту энергию, которая разогревает корону.»

Группа Ишикавы изучила данные рентгеновских наблюдений метеорологической ракеты Focusing Optics X-ray Solar Imager (FOXSI-2). «Детекторы, которые находятся в нашем распоряжении сейчас, в 100 раз чувствительнее приборов предыдущего поколения», — сказал Ишикава.  Были зарегистрированы высокоэнергетические рентгеновские фотоны — это означает, что солнечная плазма разогревается до 10 миллионов градусов по Цельсию, причем в тех местах, где не наблюдаются обычные вспышки. Ученые полагают, что солнечную плазму разогревают именно нановспышки.

«Следующим летом мы планируем запустить метеорологический зонд с усовершенствованными детекторами, которые смогут фиксировать более слабые рентгеновские источники», — говорит Ишикава. «Агентство также работает над спутником, который будет регистрировать нановспышки», – добавил он. «Мы расчитываем, что подобные исследования помогут ученым оценить частоту возникновения нановспышек».

Работа была опубликована 9 октября в журнале Nature Astronomy.