Советский космос был узбекским!

В этот праздничный день, когда во всём мире празднуют очередную годовщину первого полёта человека в космос, пора наконец закончить спор о том был ли советский космос украинским, казахским или русским и признать очевидное: советский космос был узбекским ! …. а ещё молдовским, грузинским, армянским, белорусским и в равной степени принадлежал всем 15 союзным республикам.

Советский космос начинался с ракеты украинца Сергея Павловича Королёва двигатели для которого создавались под руководством родившегося под Минском Семёна Косберга, а созданием системам управления занимался Борис Евсеевич Черток из польского города Лодзь. Для лунной ракеты Н-1 двигатели делал родившийся в казахском Актобе Николай Кузнецов. Протон был разработан под руководством Владимира Николаевича Челомея из польского Седльце, а двигатели для него делал одессит Глушко, который позднее вместе с киевлянином Лозино-Лозинским дал советской космонавтике Буран. ЭВМ для советских космических систем создавались под руководством рижанина Келдыша, а начиная с середины 60х годов значительную часть электроники для ближнего и дальнего космоса делали в Киргизском Бишкеке (Фрунзе). Минский ИТМО учавствовал в разработке первых скафандров и испытаниях теплозащиты Бурана, сжиженный водород для которого производился в узбекском Чирчике. Еду в тюбиках для космонавтов делали в Молдове и Эстонии.  В составе орбитальной станции Мир работал разработанный Арменией телескоп «Глазар», а Грузия проводила эксперименты с раздвижной конструкцией «Рефлектор». В советскую космическую программу были вовлечены и Таджикистан, и Азербайджан. По всему союзу были разбросаны НИИ и  обсерватории, которые делали космос в широком смысле слова. Вот в виду всего, что я тут написал, и сложно зачислить весь советский космос в копилку любой из пятнадцати союзных республик. Говорить, что советский космос был казахским или украинским равносильно утверждению, что он был киргизским или русским, потому как единственный правильный ответ на этот вопрос: советский космос был советским.

«советский космос был советским» — Совершенно верно!

Mashkovsky Hennadiy