Бывают ли солнечные затмения на других планетах?

Перевод статьи  laur от 7 августа 2017 года

Фобос частично заслоняет Солнце 20 августа 2013 года. Фотографии сделаны марсоходом Curiosity, временной интервал между кадрами: 3 секунды. Credit: NASA/JPL-Caltech/Malin Space Science Systems/Texas A&M University

Время от времени мы, земляне, становимся свидетелями того, как Луна полностью заслоняет Солнце. Дух захватывает, не так ли? Но происходит ли подобное астрономическое явление на других планетах Солнечной системы?

Space.com задал этот вопрос астрономам из Live Science и получил ответ: нет. Давайте разберемся. Затмение возможно, если спутники планеты достаточно велики или расположены достаточно близко, чтобы заслонить Солнце для наблюдателя на этой планете. Кроме того, спутник, Солнце и планета должны быть в одной плоскости.

«Если у планеты нет лун — забудьте о затмениях, — говорит астроном Криста ван Лаерховен из университета Британской Колумбии (Канада). — На Меркурии и Венере их не бывает. У Марса два спутника, Фобос и Деймос, но они слишком малы чтобы полностью закрыть собой Солнце для условного марсианина (или марсохода). А вот частные солнечные затмения — случаются (прим. переводчика: см. фото).

«Любопытно, что сам Марс частенько заслоняет Солнце для Фобоса и Деймоса. Бывают времена года, когда это происходит каждый день», — пишет астроном Матийа Кук в блоге Корнеллского университета «Ask an Astronomer. Обратимся к планетам-гигантам: Сатурну, Юпитеру, Урану, Нептуну. Их спутники достаточно велики, чтобы затмить далекое Солнце. Но увы, эти планеты состоят из газа — у них нет поверхности».

«Конечно, полное затмение можно наблюдать с борта корабля, зависшего в верхних слоях атмосферы газового гиганта. У Юпитера 67 спутников (один из них — Ганимед — крупнейший спутник в Солнечной системе). При этом они обращаются в той же плоскости, что и Юпитер вокруг Солнца, так что все условия для затмений соблюдены».

По словам астрономов, полные солнечные затмения бывают и на спутниках Юпитера, когда один из них заслоняет Солнце для другого.

А как насчет карликовых планет, таких как Плутон? «Харон достаточно велик, чтобы заслонить Солнце, но из-за того, что он и Плутон обращены друг к другу одной стороной, затмения можно наблюдать только в одном из полушарий этих небесных тел», — пишет Кук.

«Наша Луна очень удачно расположена, — говорит ван Лаерховен. — По видимым размерам она лишь немногим больше Солнца. Во время затмений Луна скрывает фотосферу (ярчайший слой солнечной атмосферы), позволяя полюбоваться короной (внешним слоем атмосферы). Однако, Луна медленно удаляется от нас и в будущем не сможет заслонить все Солнце — когда-нибудь земляне будут наблюдать только кольцеобразные затмения. Но огорчаться не стоит: ученые оценили, что последнее полное солнечное затмение произойдет через 600 миллионов лет».

Ну а пока Луна регулярно скрывает Солнце от глаз любопытных землян.

Затмения случаются не каждый месяц, потому что плоскость, в которой обращается Луна слегка наклонена относительно плоскости Земля-Солнце. Поэтому чтобы затмить Солнце, Луна должна занять определенное положение на орбите.

ВНИМАНИЕ: Не смотрите на Солнце, даже если оно частично закрыто Луной. Вы можете серьезно повредить зрение и даже ослепнуть. Используйте специальные защитные очки или экраны.