Космос-482: долгая дорога домой

Представляю вашему вниманию перевод статьи Джонатана Макдауэлла о нашумевшем объекте «Космос-482», он же несостоявшийся советский венерианский зонд, переведенной с разрешения автора. Оригинал статьи находится здесь. За помощь с переводом большое спасибо коллективному разуму и лично Victor Antonóvich. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, укажите в коменатриях. Итак, статья.

В последнее время много шума наделала новость о том, что советская автоматическая станция Космос-482, неудачно запущенная в 1972 году и предназначавшаяся для исследования Венеры, может войти в атмосферу Земли уже в этом году. Это не совсем так. Давайте разберемся.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов только что сформированный ИКИ (Институт Космических Исследований РАН) и НПО имени С.А. Лавочкина разработали серию космических зондов для исследования Венеры, взяв за основу дизайн ранних венерианско-марсианских зондов эпохи Королёва.

В 1972 году, когда открылось очередное окно для запусков к Венере, было запущено два таких аппарата: В-70 № 670 и В-71 № 671. Оба они были запущены на четырехступенчатой ракете Молния-М (8К78М), представляющей собой модификацию ракеты Союз с четвертой ступенью, в данном случае с разгонным блоком НВЛ.

Зонд № 670 вышел на отлетную орбиту и получил название Венера-8. Он был запущен 27 марта 1972 года и успешно сел на Венеру 22 июля 1972 года, после чего проработал на ее поверхности 50 минут.

С зондом № 671 все пошло не по плану. Три нижние ступени Молнии-М отработали штатно, выведя полезную нагрузку на парковочную орбиту с перигеем 196 км и апогеем 215 км. Затем включился разгонный блок НВЛ, который должен был придать аппарату небольшое ускорение и отсоединиться. Однако главный двигатель разгонного блока проработал только 2 минуты из 4. Связка «НВЛ-Зонд» оказалась на орбите с параметрами 206х9800 км.

Станции слежения в США обнаружили на этой орбите 3 объекта. Один из них был опознан как Космос-482, другой как ступень ракеты и третий как обломок. «Космос-482» и «ступень ракеты» (1972-023A и B) быстро теряли высоту и упали в 1981 и 1983 годах соответственно. Орбита объекта, опознанного как «обломок», 1972-023E, опускалась существенно медленнее.

В сентябре 2000 года я обратил на это внимание и обсудил с несколькими экспертами возможность того, что объект 23Е (он же объект 6073) с его эффективной отражающей поверхностью в 1 кв.м. может быть посадочным аппаратом венерианского зонда. Именно так я начал обозначать его в моем спутниковом обзоре. Как ни странно, в июне 2002 года NORAD тоже начал классифицировать объект 6073 как венерианский посадочный модуль. Возможно, это просто совпадение.

Дальнейшие визуальные наблюдения, выполненные Ральфом Вандербергом, внесли некоторые сомнения в эту идентификацию – он обнаружил, что объект скорее вытянутый и нерегулярно вращающийся, а не компактный и круглый. Так что, возможно, я был неправ – судите сами. То, что сейчас активно обсуждают, например, здесь: https://www.space.com/failed-soviet-venus-spacecraft-falls-to-earth-soon.html — это как раз третий объект, 1972-023E, SSN 06073.

Утверждение, что объект 23Е скоро войдет в атмосферу Земли, основывается на факте, что перигей его орбиты составляет 200 км. Но он сохраняет этот перигей с 1972 года.

Вот график, показывающий изменения средней высоты орбиты всех трех объектов с момента запуска:

На графике ниже демонстрируются изменения параметров орбиты объекта 23Е (предположительно, это спускаемый аппарат, то есть только часть Космоса-482): перигей (красный), апогей (синий) и средняя высота орбиты (зеленый):

По-моему, не похоже на скорое падение. Вы, скорее всего, заметите колебание уровня снижения, которое хорошо коррелирует с солнечным циклом.

Существует возможное объяснение результатов визуальных наблюдений, которое состоит в том, что мы перепутали объекты 23А и 23Е. Но странно, что у 23Е баллистический коэффициент ниже. Другая (маловероятная) возможность состоит в том, что спускаемый аппарат частично выпустил посадочный парашют, но недостаточно для того, чтобы повлиять на баллистический коэффициент.

Подведем итоги: советский венерианский зонд застрял на эллиптической орбите. Полезная нагрузка отделилась от ракеты после аварии. Третий объект, все еще находящийся на орбите, предположительно является пятисоткилограммовой сферой спускаемого аппарата диаметром 1 м. Но может ей и не являться. Возможно, упадет в начале – середине 2020 года.

Если это действительно спускаемый аппарат, он вполне может пережить вход в атмосферу и падение на Землю. В этом случае у него будет обычный шанс 1:10000 упасть кому-нибудь на голову. Объект компактный, но инертный, и не содержит ядерного топлива. В общем, не о чем беспокоиться.

(с)Jonathan McDowell, 2019. Перевод @katlinegrey для Alpha Centauri.

Администратор

Очень крутой материал, спасибо!

Normunds Brics
Normunds Brics

Спасибо за перевод и автору тоже за изыскания.

Спасибо! +

Дмитрий Островский
Дмитрий Островский

Последний абзац очень порадовал, суть — эта байда может таки грохнуться на вашу голову, но т.к. в ней нет ядерного топлива то переживать не стоит!)))

Taras Polishchuk
Taras Polishchuk

Так і крутиться на язику : «… когда космические корабли бороздят просторы Вселенной …»

Так и вертится на языке: «… когда космические корабли бороздят просторы Вселенной …»

Павел Прокопенко
Павел Прокопенко

Удивительный факт,не нашедший разумного объяснения,- почему с полетами к Венере,у СССР, все было превосходно,особенно учитывая условия на поверхности,а вот с Марсом полное фиаско?!И,тут же, у американцев к Венере было скромное внимание,но Марс они ,весьма успешно ,,завалили ,,аппаратами! Диспропорция паритетная?